Коларж И. Я. Время как объект науки
Коларж И. Я. «Время как объект науки»
/ Таврический национальный Университет им. Вернадского/
ЖУРНАЛ: НАУЧНЫЕ ТРУДЫ SWORLD
Издательство: ООО "НАУЧНЫЙ МИР" (Иваново)
ISSN: 2224-0187
This work about time as substances, evolution of concept of time: from ancient times to our days, inter discipline approach to study time as substance; practical application of knowledge’s about time, offered by professor E.D. Marchenko.
Эта работа о времени как субстанции, эволюция понятия времени: с древних времён до наших дней, междисциплинарный подход к изучению времени как субстанции; практическое применение знаний о времени, предложенное Е. Д. Марченко.
Сегодня, пожалуй, одним из самых привычных понятий, а с другой стороны, самым загадочным и малоизученным понятием является время. Мы воспринимаем время как календарь, мы измеряем время часами, минутами, храним эталоны времени. Но так ли это на самом деле? И что всё-таки означает время? Человечество пытается разгадать загадку времени практически всю историю своего существования.
Наши представления о мире связаны с нашим сознанием. С другой стороны наши представления укладываются в систему: в мировоззрение или парадигму. Крушение парадигмы связано с появлением новых понятий, которые в нее не укладываются. Так происходит с понятием время и с попыткой изучить время и структурировать все известные знания о времени.
Чем же обусловлен интерес ко времени как таковому? По мнению доктора биологических наук Александра Левича: Наверное, одно из главных – это наш собственный внутренний интерес, потому что мы бренны, потому что наши дни не бесконечны. И потому, что есть внутреннее неприятие этой бренности. Осознаем мы это или нет, мы хотим узнать, почему, зачем, и, может быть, как ее избежать. Это интересно каждому из нас. Это интересно и науке, потому что, как мне кажется, при решении проблем естествознания, при решении фундаментальных вопросов, всегда приходилось изменять представления о времени. (9)
Представления человечества о времени менялись. «Некоторые философские системы считали время иллюзией. Неуловимость момента времени трактуется как аналог призрачности самого явления. В древности именно этот взгляд на время привел к сознательному изгнанию понятия времени из математических теорий».(1)
Этнографические и фольклорные исследования свидетельствуют, что фундаментальное понятие времени было неизвестно первобытным людям. Например, полинезийцы различают только “вчера” и “завтра”. А то, что выходит за эти рамки, сливается для них в “давно” и “после”. Первобытный охотник вписан в природу, и его жизнь подчинена ритму смены времен года. Но информационного значения этих изменений для него не существует. В тоже время первобытные земледельцы уже ведут счет сменяющимся временам года, и это помогает им вести хозяйство. Так, древние славяне считали время сезонами. Полный цикл смены сезонов назывался у них “лето”, а языческие праздники определяли ритм смены сезонных работ.(10 )
Это наблюдение показывает, что представление о времени появилось из необходимости регулировать производственные процессы, общественную жизнь и отношения Человечества с окружающим миром. Понятие времени сформировалось довольно поздно, и предполагало в качестве своего условия достижение обществом определенного культурного уровня. Первоначальным представлением о времени являлись календари.(10)
Философ древности Платон считал, что «время возникло вместе с небом, дабы, одновременно рожденные, они и распались бы одновременно, если наступит для них распад; первообразом же для времени служит вечная природа, чтобы оно уподобилось ей, насколько возможно. Ибо первообраз есть то, что пребывает целую вечность, между тем как [отображение] возникло, есть и будет в продолжении целокупного времени. Такими были замысел и намерение бога относительно рождения времени; и вот, чтобы время родилось из разума и мысли бога, возникли Солнце, Луна и пять других светил, именуемых планетами, дабы определять и блюсти числа времени.» (2)
Фома Аквинский определял время как меру движения:
«Очевидно, что время и вечность не суть одно и то же. Смысл же этого различия некоторые ищут в том, что вечность лишена начала и конца, а время имеет начало и конец. Однако это различие имеет акцедентальный, а не сущностный характер. Ведь если мы примем, что время всегда было и всегда будет, в согласии с утверждением тех, кто полагает движение небес вечным, то различие между временем и вечностью останется, по словам Боэция, в том, что вечность в каждом своем мгновении целокупна, времени это не присуще; а также и в том, что вечность есть мера пребывания, а время – мера движения… Коль скоро вечность есть мера пребывания, в той степени, в какой предмет отдаляется от пребывания в бытии, он отдаляется и от вечности. Притом некоторые предметы настолько отдаляются от устойчивого пребывания, что их бытие подвержено изменениям или состоит в изменении, и такие предметы имеют своей мерой время; таковы всяческие движения, а также бытие бренных вещей.» (3)
В 17-19-м веках представления о времени базировались на ньютоновском понятии абсолютного времени (и пространства) как неизменного и внешнего по отношению ко всем процессам и явлениям, условиям их существования. Время в таком случае оказывается как бы вместилищем (наряду с пространством) всякого материального бытия.(1)
Исаак Ньютон заявил в 1686 году: “Абсолютное, настоящее, математическое время само по себе и своей природе течет безотносительно всему окружающему”. Прибавив к равномерно текущему абсолютному времени неподвижное абсолютное пространство, И.Ньютон придал им, по сути дела, свойства атрибутов Бога. Ведь не даром Ньютон был не только гениальным физиком, но и крупным теологом. А Бог и его атрибуты не могут быть объектами изучения. Предшественник Ньютона на кафедре Кембриджского университета и его учитель Исаак Барроу определил время следующим образом: “Время обладает только длинной, подобно ей во всех своих частях и может рассматриваться как составленное путем простого сложения последующих мгновений”. Но “длинна” – категория измерительная и возвращает нас с уровня “атрибутов Бога” к информационным процессам.
В конце 19 века учёные обнаружили, что время – это четвёртая координата нашего трёхмерного пространства. «Все объекты нашего восприятия простираются и в четвертое измерение, так что трехмерные для нас объекты на самом деле четырехмерны… Все объекты четырехмерного пространства пребывают в абсолютном покое, воспринимающее же в нас начало непрестанно совершает несознаваемое нами движение в направлении четвертого измерения». (4)
Постепенно ученые приходили к выводу о том, что модель абсолютных математических пространства и времени не соответствует реальности. Намеки на это содержались в трудах Джона Локка, Жана-Ларона д’Аламбера, Жозефа Луи Лангража, Густава Фехнера. На заре XX века классическую механику Исаака Ньютона сменила общая теория относительности Альберта Эйнштейна с представлением о едином континууме пространства-времени.
В 1908 году Герман Минковский прочитал доклад на конгрессе математиков в Кельне. В этом докладе было математически обосновано единое пространство-время. Альберт Эйнштейн тут же вставил это понятие в свою теорию, обосновав релятивизм пространства-времени. В 1921 году венгерский физик Мельхиор Палади выпустил монографию “Новая теория пространства-времени”. После этого и до сего дня представления о едином пространстве-времени стали доминирующими в физике.(10) Время в модели пространства-времени является не подсобной, а главной составляющей континуума, само изменяющееся и определяющее происходящие в нем процессы.
Теперь время рассматривается не как внешнее, а как внутренне свойство самих явлений и процессов действительности.
Как очень точно подметил Борис Пастернак в гениальной строчке: “И дольше века длится день”. Человеческое сознание оперирует своим внутренним временем, заставляя его течь то быстрее, то медленнее. Многие из личного опыта знают, что можно аккумулировать время внутри себя, чтобы потом развернуть, как напряженную пружину.
Французский философ Анри Бергсон для описания времени ввел новое понятие “дление”. Дление включает в себя представление о перетекании времени из будущего в прошлое, от начала процесса к его концу. Эту мысль в дальнейшем развивала школа экзистенциализма, которая трактовала человеческую жизнь именно как дление во времени, переживание и проживание человеком своей жизни. Точно также Георг Зиммель определял сущность времени: “Время – это жизнь, если оставить в стороне ее содержание”. То есть, если для Н.И.Лобачевского время – это движение плюс информация, то для Г.Зиммеля – движение минус информация.
Очень интересны наблюдения за внутренним психологическим временем человека в работах русского философа-священника Павла Флоренского. В частности, в работе “Иконостас” П.А.Флоренский проанализировал движение времени во время человеческого сна. Он пришел к выводу, что время во сне движется в обратную сторону: от развязки к завязке сна. И только после пробуждения, если человек не забывает сновидение, оно выстраивается в привычном для нас порядке. Павел Флоренский обратил также внимание на необычайную спрессованность времени во сне.(10)
Многие учёные рассматривали относительность времени или ощущение времени человеком.
По мнению астронома Николая Александровича Козырева: Время – есть энергия события.
Астроном – солнечник, профессор Е.Д. Марченко расширила эту формулу, добавив категорию пространства. Пространство – есть информация события.(5). По мнению Е. Д. Марченко, «Из прямого хода времени выводится формула: время есть энергия события. Из обратного хода времени выделяется формула: пространство есть информация события.» (7)
В. И. Вернадский считал, что рост научного знания быстро стирает различия между отдельными науками. Ученые все чаще специализируются не по наукам, а по проблемам. Это дает возможность сосредотачиваться и значительно глубже проникать в изучаемое явление, а кроме того позволяет охватывать его с различных позиций и точек зрения. Это и способствует изучению времени как субстанции. (8)
Но при изучении времени учёные столкнулись с определёнными трудностями. По мнению А. Когановича первая трудность обусловлена тем, что «время — это единственный физический объект, вообще не физический даже, а просто объект окружающего мира, который не обладает повторяемостью. Всё остальное можно попробовать дважды, трижды, проверить какую-то версию. Если какая-то гипотеза не подтверждается, ее можно отбросить. Если какое-то состояние нестабильно, значит, нужно укрупнить, рассмотреть макроуровень, как в термодинамике делается. И это относится абсолютно ко всей науке, не только к физике, ко всему, кроме времени. Время исчезает. Это постоянно исчезающий объект».
Александр Левич считает, что изучение времени не может быть научным занятием, раз сам объект не научен. Ведь у него нет такого важного для науки качества, как воспроизводимость. (9)
А. Коганович отмечает ещё одну причину, «почему изучение времени, может быть, не совсем наука и чем время отличается от других объектов науки. Дело в том, что любая наука начинается с исходных неопределяемых понятий, про которые бессмысленно спрашивать, что это и почему они такие, а не другие? Потому что они воспринимаются интуитивно, и мы надеемся, что интуиция разных исследователей одинакова, хотя надежда эта призрачна. Время – одно из таких понятий. Оно исходное и неопределяемое. Пока оно находится в этом своем статусе, его свойства также будут постулатами, аксиомами, но отнюдь не теоремами. И это неизбежно, это не дефект науки, просто мы заинтересовались понятием, статус которого отличается от большинства других научных понятий». (9)
Итак, если время существует – а это неоспоримый факт, то его необходимо изучать. «Но науке необходима повторяемость явления, а еще лучше – воспроизводимость его в лаборатории. Но именно этого свойства у времени нет: оно никогда не повторяется.»(9)
Следовательно, на сегодняшний момент необходимо не только разработать методы изучения времени, но и составить понятийный аппарат, характеризующий эту субстанцию, описывающий законы времени, его постулаты.
Одним из способов решения данной проблемы является подход к исследованию и изучению времени, предложенный астрономом Е. Д. Лучезарновой (Марченко) , создателем и научным руководителем института ритмологии ИРЛЕМ. По мнению Е.Д. Марченко время может жить внутри мозга человека. Человек единственный способен работать со временем. Время можно сгущать и разрежать. Время можно привносить в свою собственную жизнь .
Время делится на календарное, относительное, абсолютное.
«Время, существующее внутри нашего мира, делится на несколько категорий. Первое время – выделенное вам для своей жизни. Второе время можно получать от других людей, которые теряют своё. Третье время, имеющее гораздо больше возможностей называется «ритмовремя» и вводится оно из Ритмов». (7) В своих монографиях Е.Д. Марченко расширила наше представление о времени, описав категорию ритмовремени. «Ритмовремя состоит из капсул, называемых ритмами. Капсулы свободны и проникающи. Они пересекают границу времени, доходят до людей, организуют там пространство, которое называется ритмопространство».
Ритмовремя, проходя в пространство, оставляет там свои знаки, которые есть рубежи ритма. Приёмником ритмовремени является мозг человека.
«Ритмовремя – это то, что сейчас позволит человеку разобрать всё внутри себя, свою собственную жизнь». (7)
Под руководством профессора Евдокии Марченко начала формироваться новая система знаний – ритмология.
Ритмология — наука третьего тысячелетия, переводится как логика времени. Обучает законам управления временем, а также способам его приобретения.
Ритмология является частью разработанного Е.Д.Марченко научного метода 7РО. Это метод «входа во время и прохода через время». (4) Благодаря разработанному методу, сам «человек способен управлять скоростью течения времени внутри собственного мозга: растягивать время и сокращать его по необходимости и за счёт этого управлять событиями своей собственной жизни, корректируя её длину и насыщенность, менять этот мир, перемещаться в прошлое или будущее, выходить в причины происходящего, меняя следствия».
Студенты института ритмологии под руководством Е.Д. Марченко накопили огромный опыт работы с субстанциями времени и ритмовремени. Накопленный теоретический и экспериментальный материал позволил доказать, что временем можно не только управлять, а время можно складывать и хранить. Хранилищем времени являются Ритмы. И каждый человек может пополнять запас времени и в нужный момент брать его из своих запасов, поскольку время может переходить в пространство, может переходить в информацию или энергию.
Практический интерес представляют следующие направления исследования института ритмологии:
- — возможности мозга человека как приёмника времени;
- — возможности развития способностей человека введением в мозг дополнительного времени;
- — возможность коррекции собственной жизни введением времени в события или выведением из них для её осознания и улучшения.
Литература:
- 1. А.В.Коганов. Время как объект науки.“Мир измерений”, № 2-3, 2002, с. 18-22.
- 2. Платон. Тимей // Соч. в 3-х тт. Т. 3. Ч. 1. М., 1971. 38b–c.
- 3. Ю.Боргош Фома Аквинский. М., 1966, с. 150.
- 4. М.Аксенов О времени. Трансцендентально-кинетическая теория времени. Харьков, 1896.
- 5. Е.Д. Марченко. Ритмология об экономике и управлении.
- 6. Е.Д. Марченко. Тематический прояснитель. – С-Петербург. АЦ Радатс, 2009г.
- 7. Е.Д. Марченко. Откровенное знакомство часть 2.
- 8. Г.П Аксенов. В.И.Вернадский: на пути к абсолютному времени. Биологическое время-пространство в аспекте геологической вечности жизни
- 9. Интернет источник: Что есть время. Стенограмма программы «ГОРДОН» телеканала НТВ 16.07.03.
- 10. Интернет источник: А. Б. Гуларян. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРИРОДА ВРЕМЕНИ.
- 11. Время. Мозг. Пульт. Сб. тр. Ин-та Ритмологии. СПб.: Авторский Центр «Радатс», 2006г.- с. 104
Источники: elibrary.ru | http://www.sworld.com | Международный научный журнал