Кравченко С.Н. Категория времени в физике и ритмологии
«Категория времени в физике и ритмологии»
В современной физике прочно укоренилось классическое представление о времени, основным свойством которого является его длительность, и допущения о его одномерности, однородности и непрерывности. И все классические теории, включая теорию относительности, пользуются таким представлением о времени. Однако есть вопросы, которые требуют ответа:
«Почему вообще время течёт и к тому же всегда только в одном направлении?», «Посредством какого именно механизма (физического поля) поддерживается согласованность темпов течения времени в разных точках пространства?» Конечно, попытки дать ответ на эти вопросы в науке предпринимались, но убедительного объяснения не было получено. «Несмотря на фундаментальность времени, в физике пока нет ещё детально разработанной концепции понятия “время”. Более того, не сформулировано даже сущностное определение времени, которое бы полностью конкретизировало его свойства, а имеются только операционные определения, которые указывают различные способы измерения промежутков времени» [1, с. 411–412].
Понимая эту проблему, академик В.И. Вернадский, писал: «Наука двадцатого столетия находится в такой стадии, когда наступил момент изучения времени, так же как изучаются материя и энергия, заполняющие пространство» [1, с. 413]. И практически единственный учёный, кто эту задачуактивно решал в прошлом столетии, был Н.А. Козырев [1–3]. Изучая время
как самостоятельную субстанцию, Козырев создаёт новую науку – науку о физических свойствах времени, назвав её «причинной механикой». Рассмотрим очень кратко основные идеи учёного.
В причинной механике Н.А. Козырев формулирует три постулата физических свойств времени:
1. Время обладает особым свойством, создающим различие причин от
следствий, которое может быть названо направленностью или ходом. Этим
свойством определяется отличие прошедшего от будущего.
2. Причины и следствия всегда разделяются пространством. Поэтому
между ними существует сколь угодно малое, но не равное нулю, простран-
ственное различие δх.
3. Причины, и следствия различаются временем. Поэтому между их
проявлением существует сколь угодно малое, но не равное нулю, времен-
ное различие δt определенного знака.
Как видно из постулатов, название «причинной» механика Козырева
получила в связи с тем, что в основе её лежит связь времени с причинно-
стью. Важно отметить, что в «причинной» механике временной порядок
представляет собой основу порядка причинно-следственного, а не наобо-
рот. Или другими словами: время обладает таким свойством, которое по-
рождает различие между причиной и следствием. В то время как в класси-
ческой механике постулируется принцип «причина адекватна следствию».
Это принципиальное различие в теориях побудило Н.А. Козырев к поиску
конкретных экспериментально наблюдаемых эффектов проявления
свойств времени в причинно-следственных отношениях нашего мира.
«Время представляет собой целый мир загадочных явлений, и их нельзя
проследить логическими рассуждениями. Свойства времени должны по-
стоянно выясняться физическими опытами» [1, с. 345]. Им были продела-
ны и опубликованы результаты разносторонних опытов, подтвердивших
основные положения теории.
Выделим важный результат «причинной» механики: время может воз-
действовать на физические системы, на вещество и становиться активным
участником Мироздания. Н.А. Козырев писал: «Механика Ньютона–
Эйнштейна и атомная механика приводят к первому и второму началам
термодинамики. Поэтому в Мирах, отвечающих этим механикам, возмож-
ны только процессы, при которых происходит возрастание энтропий, ве-
дущее к тепловой смерти. Реальный же Мир, благодаря конечности хода
времени, имеет своеобразные свойства. Этот Мир может бороться со смер-
тью противоположными процессами, которые могут быть названы процес-
сами жизни, если употреблять это слово в самом широком его смысле» [3].
Мы подошли, может быть, к самому важному результату исследований
Н.А. Козырева: всё мироздание есть самоорганизующаяся, живая сущ-
ность и ведущая роль здесь отводится времени.
Если теперь перейти на квантовый уровень, то в мире квантуется всё:
энергия, пространство, материя и время. И любое возникновение или разу-
плотнение материи, движение или перемещение в материальном мире есть
суть причин и следующих за ними следствий, а между ними связующим
звеном являются кванты времени. И так квант к кванту (кванты энергии,
пространства, материи) скреплённые квантом времени идут любые про-
цессы в мироздании. Но так происходит не всюду, а лишь в материальном
мире, где всем правит время. В непроявленном мире, мире тонких и сверх-
тонких энергий понятие времени в привычном для нас виде отсутствует –
там всё едино: и прошлое, и настоящее, и будущее.
Для объективности, отметим трудности в экспериментальной проверке
«причинной» механики. О них писал сам Н.А. Козырев: это очень низкий
уровень сигналов на фоне шумов экспериментальных установок, слож-
ность и опосредованность методик исследований и низкая повторяемость
результатов. Это является причиной того, что пока очень мало энтузиастов
– продолжателей работ учёного. Правда Н.А. Козырев писал, что в силу
специфики его механики исследования нужно вести в области естество-
знания, а не математики или теоретической физики.
Интересный подход к изучению времени предпринят в гуманитарных науках. Там активно начали использовать понятие введённое Козыревым: «генерируемые потоки времени». «Мы полагаем, что природным референтом генерируемого потока времени в художественном произведении является бытийность собственного времени образа как расправление ритма текста во внутренний ритм читателя, как “форма протяженности материального субстрата, который становится одновременно и средством изобразительности и выразительности этого материала”. Первичный ритм, отнесенный к целому мира, трансформируемый работой сознания художника, реализуется в перцептивном времени воспринимающего произведение искусства. Синтез времени при восприятии художественного целого воссоздает ритм первичной работы сознания над материей» [4].
Дальнейшее развитие науки о времени мы находим в ритмологии
Е.Д. Марченко, тоже астронома [5–6]. Мы знаем, что в мироздании всё от
атома до галактики подчинено ритмам. И если снова начать с уровня кван-
тов, то ритм, задающий такт любым процессам и явлениям в природе, оче-
видно, тоже состоит из квантов. И если у Козырева мы находим, что время
управляет процессами, то у Марченко ритм рождает время, а, значит, ритм
в действительности правит миром.
Основная заслуга Марченко состоит в том, что она нашла простой путь
овладения ритмичными процессами природы через открытую ею словес-
ную форму ритма. Ритм Марченко – это звуко-буквенно-речевая конструк-
ция, внешне напоминающая стих, но принципиально отличающаяся от не-
го. Ритмов написано много и каждый имеет свою направленность дейст-
вия, а их сочетание может производить воздействие как на живую, так и
«косную» материю в неограниченных масштабах. И если в опытах
Н.А. Козыреву приходилось ловить результат в малых долях процента ис-
следуемого параметра объекта, то действие ритмов Е.Д. Марченко можно
фиксировать в макромасштабах.
Так, например, сотрудниками института Ритмологии проведены тысячи
опытов по действию ритмов на погоду и неизменно получали положитель-
ный результат. У сотрудников и слушателей института Ритмологии штат-
ным является выстраивание с помощью ритмов позитивных событий дело-
вых встреч, перемещений в транспорте, воздействие на состояние здоро-
вья, самочувствие, мыслительную и творческую деятельность.
В основе ритмологии лежит ритм. Можно представить такую простую
аналогию: звуки, слова и словосочетания, из которых состоит ритм, чере-
дуются в определённой последовательности, а их совместное звучание на-
поминает поезд, состоящий из отдельных вагончиков. Такой состав прихо-
дит в движение и через какое-то время (как и ритм) достигает своей цели.
Ещё более сходным по воздействию ритмов Марченко (особенно когда они
положены на музыку) на человека есть высокохудожественные музыкаль-
ные произведения мировых классиков, несущие людям тонкую энергию и
любовь. Но простота применения, диапазон и сила воздействия ритмов
значительно выше.
Главной особенностью ритмов есть рождение времени, а через время
идёт управление энергией, пространством, информацией. Очевидно, сами
ритмы состоят из квантов времени, и прочтение ритмов приводит к сбору
квантов времени в капсулы и гранулы времени. Поэтому введение ритма в
событие приводит к его развёртке, а выведение ритма из события – к его
свёртке. У Козырева есть формула: «время – есть энергия события», а у
Марченко она дополнена: «пространство – есть информация события».
Выстраивается последовательная цепочка: ритм – время – энергия – про-
странство – информация – событие. Пространство и информация есть про-
изводные от энергии, т.е. в мироздании всё есть энергия; энергию рождает
время, а время рождается ритмом.
За 20 лет Е.Д. Марченко полностью сформировала ритмологию как
науку о времени и дополнила её ритмовременем, которое изначально в
проявленном мире не существует, но проявляется специальными ритмами
особого строения. Кроме теоретической основы новой науки – ритмоло-
гии, разработана практическая методика – Метод 7Р0, где с помощью спе-
циально построенных схем прочтения ритмов можно создавать нужные
или убирать ненужные в жизни события.
Библиографический список
1. Козырев, Н.А. Избранные труды / Н.А. Козырев. – Ленинград: Изд-во
ЛГУ, 1991. – 445 с.
2. Козырев, Н.А. Внутреннее строение звезд на основе наблюдательных дан-
ных / Н.А. Козырев // Вестник Ленинградского университета. – 1948. – № 11. – С. 32–35.
3. Козырев, Н.А. Причинная или несимметричная механика в линейном при-
ближении / Н.А. Козырев. – Пулково, 1958. – 90 с.
4. Шалыгин, О.В. Антропологический смысл художественного ритма /
О.В. Шалыгин // Труды кафедры философии и культурологии Академии повы
шения квалификации работников образования. – 2001. – С. 11.
5. Марченко, Е.Д. Освобождение от энергии / Е.Д. Марченко. – М.: Изд-во
ОЛМА-ПРЕСС, 1997. – 384 с.
6. Марченко, Е.Д. Освобождение от информации / Е.Д. Марченко. – М.: Изд-
во Тройка, 1998. – 632 с.
Автор: С.Н. Кравченко, кандидат наук, доцент
Источник: Электронный архив ЮРГУ