Хапчаев И.А. Социально-философский анализ человека с позиции голографической модели

Загрузка ...

УДК 140.8

И. А. Хапчаев

Социально-философский анализ человека с позиции голографической модели

Статья посвящена анализу малоисследованной в современной философской науке проблеме человека как голографической парадигмы. На основе анализа различных точек зрения на данную проблему обосновывается единство человека и Вселенной и то, что наша Вселенная и наше мышление работают на одном и том же голографическом принципе. Выявляется, что зашифрованная информация реальности как виртуальная действительность является своеобразной разновидностью объективного мира и существует в потенции как возможность реализации в сознании, субъективной реальности. Декодированная информационная реальность виртуальной действительности существует в субъективном виртуальном мире и носит квантово-волновой характер.

В статье исследуются различные сходства, существующие между квантовым вакуумом и сознательными процессами. На основе анализа этих сходств анализируются возможности голографической парадигмы в объяснении процессов, происходящих в природе и сознательной жизни человека, обосновывается, что в сознании человека реализуются всеобщие квантовые закономерности, которые требуют учета всеохватывающих законов субстанции.

Ключевые слова: голография, человек, Вселенная, голокинезис, закон, мозг, информация, квантовый вакуум, сознание. 

Проблема единства Вселенной, в которой предметы в их органической взаимосвязи и взаимодействии организуют единое целое, всегда волновала философскую мысль. Особенно важное место она занимает в пантеизме, монизме и у русских философов. Так, например, В. С. Соловьев утверждает, что истина всеединства «не может быть результатом субъективной мысли, она предполагает безусловную реальность... определяется не как истинно мыслимое только, но как истинно сущее» [1]. Другой русский философ А. Флоренский пишет: «Различными путями мысль приходит все к одному и тому же признанию: идеальное средство мира и человека, их взаимообусловленности, их пронизанности друг другом, их существенной связанности между собой» [2].

В связи с этим, как справедливо отмечает А. Турсунов, современные физические и философские идеи о всеединстве исследуются в связи с устремлением привлечь к обоснованию этих поисков представление о физическом вакууме как космическом фундаменте Вселенной [3].

Смена социально-экономического строя в нашей стране привела к отказу от методологической монополии марксизма в общественных и естественных науках, и сейчас идет поиск по определению контуров новой философской парадигмы человека. Обоснование новой парадигмы идет на фоне широкого использования достижений не только общественных, но и естественных наук, в особенности успехов современной квантовой физики. В настоящее время уже раскрыта специфика организации Веселенной, которая отражается в понятиях изотропности, самосогласованности и т. д., что свидетельствует о единстве мира. Это требует разработки новых идей, поиска новых способов мышления по проблеме человека, учитывающих реально существующее единство между человеком и Вселенной.

Представляется, что одним из современных проявлений теории единства человека и Вселенной является исследование человека как голографической парадигмы. Однако по вопросу рассмотрения человека как голографической модели существуют различные концепции.

Анализ человека с позиций голографической парадигмы первоначально проводился в нейрофизиологии как гипотеза, разъясняющая определенные механизмы деятельности мозга. Но вскоре такая трактовка человека вышла за ее границы и стала интерпретироваться как новейший неклассический образец, проявляющий новое цельное представление на мир и непривычный взгляд на характерные признаки человека.

Исследуя новый образец, нейрофизиолог К. Прибрам обосновал, что мозг использует в своей функции голографические воззрения обработки и сбережения информации. Ученый выдвинул гипотезу о том, что сенсорная информация, поступающая из периферии в мозг, перестраивается в гармонии с преобразованиями Фурье в пространственно-фазовое формирование и разделенным образом оберегается и регистрируется в коре головного мозга. К. Прибрам этот принцип именовал голографическим по аналогии с голограммами Фурье, по мнению которого, по любому элементу голограммы можно возобновить все начальное отображение [4]. Согласно концепции К. Прибрама возбужденные нервные клетки мозга формируют устойчивые интерференционные паттерны, распространенные по всему мозгу сообщения в организациях восприятия и памяти. Исследователь сформулировал базовые принципы голографической парадигмы [5].

Развивая идеи К. Прибрама, американский ученый Д. Бом восстановил идею замаскированных переменных, которую раньше предполагали необоснованной даже такие видные исследователи, как Фон Нейман и Гейзенберг. Это резко изменило основные принципы и сформулированные идеи науки. Д. Бом в своей концепции представляет содержание объективной реальности и сознания как беспрерывное и когерентное целое, вовлеченное в длительный процесс изменения - голодвижение. С позиции теории Д. Бома, мир - это сплошной поток, и стабильные структуры каждого предмета или явления понимаются как абстракции. При этом всякое событие или предмет, доступный изображению, возникают от еще неведомой и неопределенной общности. Согласно Д. Бому явления, которые мы воспринимаем непосредственно нашими чувствами и при помощи научных инструментов, т. е. мир, исследуемый механической наукой, представляет лишь отрывок реальности, развернутый или эксплицитный (явный) порядок. По мнению ученого, специфическая форма, причиной порождающей матрицы которой является более важная общность наличествования, - завернутый или имплицитный (скрытый) порядок, в нем это форма имеется и из него появляется.

Следует отметить, что в имплицитном порядке пространство и время не являются превалирующими моментами, детерминирующими взаимоотношения подчиненности или неподчиненности различных компонентов. В концепции Д. Бома многообразные элементы существования главным образом связаны с целостной системой, ибо они реализуют особые действия ради заключительной цели и не являются автономными частями.

Ученый утверждает, что жизнь нельзя понимать в терминах из неодушевленной материи или как производную от нее. Фактически между ними невозможно провести четкую и абсолютную границу. Неодушевленную природу следует рассматривать как относительно автономную подобщность, в которой жизнедеятельность «имплицирована», но значимо не прошена. При этом, по мнению Д. Бома, материя и сознание - это абстракции имплицитного порядка, их всеобщего основания, в силу чего они являются несводимыми друг к другу нераздельным целым. Аналогичным образом познание внешнего мира и концептуальные знания в частности - это отвлечения единого общего потока. Согласно Д. Бому указанные знания являются не познанием реальности, а интегральным компонентом голодвижения.

В связи с этим он отмечает, что мышление обладает двумя аспектами: с одной стороны, оно, функционируя само по себе, механично заимствует свою упорядоченность из памяти, а с другой - мышление может основываться на рациональности - свободной, автономной и необусловленной стихии, появляющейся в голодвижении. Согласно концепции Д. Бома осознание и восприятие, включая и концепции, представляют собой творческую деятельность, подобную художественному процессу, а не идеальное отражение объективной реальности. Он утверждает, что разумная бессвязность мира, присущая современней механической науке, обусловливает серьезные негативные последствия. В этих условиях одна из значимых ценностей голографии, согласно концепции Д. Бома, обнаруживается в том, что она способна содействовать непосредственной перцептивной интуиции в отношении единой и неделимой целостности, которая является сущностью современного мироздания. По его мнению, в настоящее время подобное мировоззрение разработано и развивается представителями квантовой механики и теории относительности.

Исходя из своей концепции о том, что мир является целостной и неделимой реальностью, Д. Бом считает отрывочными все те наличествующие концепции о мире, которые не учитывают сознание. По мнению Д. Бома, Вселенная динамична, она находится в непрестанном движении, которое он определяет как голокинезис. Согласно теории ученого голокинезис является основой двух порядков: имплицитного и эксплицитного [6]. Имплицитный порядок выступает как свернутый порядок, который уделяет особое внимание уровню реальности, на котором вещи являются не оторванными друг от друга сущностями, а работают как компоненты целостной системы, холистично. Вместе с тем аспекты имплицитного порядка могут превратиться в эксплицитные через конкретные научные гипотезы, инструменты и методы обсервации.

На основе вышеизложенного можно заключить, что Д. Бом исследует в качестве «первоначальной реальности» изменения свертывания и развертывания [7]. Это позволило ему обосновать, что вещи, сущности и формы проявляются только в данном движении и являются производными от этого изменения. При этом каждый отдельный предмет реальности в свернутом виде заключает в себе целое и в ходе постоянного развертывания вновь возвращается к целому. Вместе с тем любое изменение в одном из сторон голограммы обусловливает вереницу изменений во всех других аспектах. В силу этого мир - огромная голограмма, каждый пункт которой заключает информацию обо всем мире. Однако, по мнению Д. Бома, данная информация зашифрована в голографических интерференционных микроструктурах.

С нашей точки зрения, в концепции Д. Бома и его последователей, наряду с ценными идеями, имеется и ряд недостатков. Так, например, недостаточно обоснованным является утверждение о том, что восприятие, включая концепции, является не идеальным отражением объективной реальности. Д. Бом в своей теории стремится отыскать всеобщую базу для «непосредственного восприятия» и «научной абстракции» и в результате этого делает вывод о том, что «в основном оба эти процесса могут рассматриваться как предельные случаи единого всеобщего вида восприятия» [8].

По мнению ученого, результатом подобного восприятия является не осведомленность, а прямое недуальное понимание. Личность как бы становится средством для ноуменального интеллекта. Однако изображение данного процесса в теории Д. Бама и его сторонников представляет огромную трудность в модели голографических концепций сознания и Вселенной. Многие ученые видят наибольшую сложность в концепции Д. Бома в интерпретации того особого механизма, на основе которого человек уподобляется трансформатору, способному преобразовывать космическую энергию и расшифровывать закодированную в голографических микроструктурах информацию на наш уровень. Представляется, что данный вопрос в теории Д. Бома и его сторонников остается без ответа.

Однако достижения современной науки проливают свет на то, что зашифрованная информация в голографических микроструктурах мира как виртуальная действительность существует везде: и в природе, и в социуме, и в схемах практики и т. д. - как своеобразная разновидность объективной реальности, которая обладает особыми средствами и возможностями воздействия на наши органы чувств.

Но, как справедливо отмечает Д. И. Дубровский, подобная закодированная информация существует в потенции как возможность реализации в сознании, т. е. в субъективной реальности [9]. Данная закодированная информация, которая воздействует на органы чувств человека и передается в мозг, при вмешательстве энергии мозгового кода внешнего объекта на квантовый вакуум, декодируется в квантово-волновую действительность, т. е. в субъективную реальность [10]. При этом декодированная информационная реальность виртуальной действительности, существующая в субъективном виртуальном мире человека, всегда воплощена в мозговом коде, ибо расшифровка кода означает «только одно: перевод неизвестного в известный» [11].

Многие современные ученые считают, что мозг человека - это квантово-макроскопичес-кий орган, включающий в преобразованном виде космическое происхождение. Говоря о космическом генезисе мозга, А. М. Мостепаненко отмечает, что существует сходство между квантовыми основаниями Вселенной и психическими процессами [12].

Исходя из генетической целостности мозга с квантовым основанием Вселенной, можно говорить о том, что органические признаки мозга имеют квантовые предпосылки. При этом своеобразие психологических процессов «скрывает» их квантовый генезис и в то же время их диалектическое единство с квантовым происхождением самой Вселенной. В свете данных современной науки мозг является саморегулирующимся гетерогенным органом, в котором на нейронно-сете-вой ступени реализуются всеобщие квантовые закономерности.

В связи с этим следует отметить, что в «усовершенствованной онтологии Уайтхеда-Гейзен-берга» «физический мир... представляет собой выражение тенденций в мире нашего сознания» [13]. Поэтому многие ученые считают, что законы квантовой механики невозможно понять без апеллирования к явлению сознания. Вместе с тем современная наука проливает свет на то, что квантовый анализ материальных объектов и мозга и их развития имеет существенное значение как для конкретных наук, так и для философского понимания роли человека и его сознания в развитии нашей Вселенной. «Создание квантовой теории, - пишет Н. Бор, - есть нечто больше, чем открытие квантовых законов микромира: она должна привести к новому взгляду не только на физические или химические, но также на биологические и психические явления» [14]. По его мнению, квантовые законы позволяют лучше осознать мышление. При этом он утверждает, что при интерпретации сознания надо отказаться от причинной трактовки по эталону классической физики.

В этом плане сознательные и бессознательные процессы, происходящие в мозге человека, представляют собой процессы квантово-волновой природы, а не процессы классического содержания, которые реализуются в пространстве и времени системы связанных между собой нервных клеток квантового типа [15]. Поэтому сущность сознания не может быть разрешена на основе принципов механического детерминизма. Эта идея созвучна с суждением М. Арбиба о том, что функционирование психики может быть описано на языке «квантовой теории, когда она получит необходимое для этого развитие» [16].

Однако сейчас общепризнанным является идея о том, что чувственная информация, которая движется из периферии в мозг по эфферентным путям и имеет квантово-волновую природу, хранится в пространстве квантовых состояний. С этих позиций вполне допустимо сопоставлять память мозга с голографическим образом, обладающим квантово-волновой природой, по компоненту которого возрождается целое. В свете современной науки в информации памяти, которая рассредоточена по всему объему мозга, каждая часть содержит все целое.

Представляется, что память является особым средством долговременного хранения идеальных образов в макроскопических и знаковых формах их бытия. Вместе с тем мозг хранит в себе и квантовые закономерности изменения нашей Вселенной, воссоздавая их в своей структуре. При этом прерывистый характер идеальных образов, возможно, обусловлен квантовым взаимоотношением неопределенностей. Исходя из этого многие ученые считают невозможным объяснить сущностно-психическую функцию, опираясь лишь на анализ макроскопической организации мозга. Поэтому В. В. Чавчавадзе утверждает, что воссоздание и кодировка внешнего мира в психике «носит принципиально квантовый характер и подчиняется квантово-волновой информационной логике» [17].

Вместе с тем, с нашей точки зрения, квантово-волновой подход к деятельности мозга проливает свет на то, что сознание нельзя трактовать и как только квантовое состояние его материального субстрата. Это связано с тем, что сознание возникает и существует в системе детерминант, в которой наиболее важную детерминирующую роль играет зашифрованная информация в голографических структурах социума. Однако стоит отметить, что принцип единства человека и мира требуют при объяснении генезиса сознания, его взаимосвязи с мозгом и объективной реальностью, основываться не только на связи образа и отражаемого объекта, а также на социальных, биологических и т. д. детерминантах, но и на всеохватывающих законах субстанции, которые являются всеобщей основой совершающихся в Космосе процессов, в том числе и в сфере сознания.

Обосновывая указанные взаимосвязи на базе интегральных понятий, возникающих на основе современного синтеза психологии, физики, космологии, социологии, А. М. Мостепаненко отмечает, что факт появления мышления и сознания в мире «в определенную космологическую эпоху имеет вместе с тем космическое значение, уходящее своими корнями в фундаментальные свойства и структуру Вселенной» [18].

При этом, по его мнению, зарождение сознания обусловлено «не только с физико-энергетическими и информационными процессами обычного типа, но и с какими-то реальными феноменами очень общего характера, служащими основой для отображения и моделирования огромного многообразия явлений» [19].

Современная наука проливает свет на то, что указанным разносторонним типом действительности является квантовый вакуум, ибо именно он детерминирует как наличествование самих базовых взаимодействий материальных предметов, так и все разнообразие качественно многообразных феноменов.

Представляется, что в этом отношении для осмысления специфики сознания важное значение имеет исследование его генетической взаимосвязи с базовыми закономерностями квантового вакуума. По нашему мнению, это позволит понять разносторонние возможности мыслящего мозга, закономерно появившегося на основе квантового происхождения Вселенной и ее последующего развития.

Идея о том, что квантовая база Вселенной способна стать разносторонним способом деятельности процесса мышления как последствия его эволюции, требует рассмотрения тех неформальных сходств, которые наличествуют между признаками квантового вакуума и сознательными процессами. В этом отношении вакуум, аналогично психике, служит особым «потенциальным бытием». Подобно тому как «чистое сознание» прячет под видимой пустотой безграничный мир бессознательного и возможных отражательных актов, вакуум умещает совокупность виртуальных процессов и феноменов. Как справедливо отмечает А. М. Мостепаненко, вакуум «не имея никакой явной фактуальной информации, вместе с тем вмещает в себе потенциально бесконечную информацию о мире» [20].

Представляется, что другим сходством между вакуумом и сознательными процессами является наличествование связи субъективных образов с энергетическим процессом. При этом объем энергетических издержек на увеличение урегулированности образа в отношении объекта определяется конкретными обстоятельствами перцептогенеза. Наибольшие издержки энергии обусловливаются или высоким уровнем полноты воссоздания структуры внешнего предмета в идеальном образе, или немалой величиной работы по интегрированию многообразных образов. Всякая сознательная деятельность мозга требует соразмерных энергетических издержек. В связи с этим, как справедливо отмечает Л. М. Веккер, для интерпретации энергетических признаков закономерностей сложных видов сознания психологами разрабатывается гипотеза, согласно которой перестройка немалых массивов информации допускает не только расходование, но и производство энергии головным мозгом этих перестроек [21]. По мнению Л. М. Веккера, «большое полушарие не только потребляют, но и воспроизводят энергию, во всяком случае, часть ее, необходимую для рефлекторной аналитико-синтетической работы» [22]. Из вышесказанного следует, что одной из важных черт деятельности мозга является такая закономерность, как его способность к автономному энергетическому самоснабжению. Поэтому мозговая деятельность базируется не только на информационной, но и на энергетической автономности, которая препятствует силам вырождения.

Современная наука проливает свет на то, что данное качество мозга субъекта следует разъяснять, основываясь на мировоззрении о генетической целостности субъекта со всеобщими законами эволюции Мироздания и его квантового основания. Представляется, что превращение в собственную сущность индивидов универсальной возможности субстанционального отношения вакуума - это значит, помимо всего прочего, воспроизводить в структуре их интеллекта информационно-энергетические возможности одного из его полюсов, т. е. квантового вакуума. Данная закономерность определяет квантовый способ наличествования всех сознательных процессов и образов. Из этого факта вытекает, что мозг индивида применяет энергетические признаки вакуума в качестве способа реализации и самого хода мышления.

По нашему мнению, психические образы извлекают энергию для своего существования в виде квантовых флуктуации вакуума, производя тем самым небольшие изменения. Все это требует связывать деятельность мозга с осуществлением возможностей вакуума, причем не только энергетических, но и информационных. Отсюда следует вывод: мыслить - следовательно, реали-зовывать интеграцию указанных возможностей с собственным содержанием человека. В таком случае мышление как процесс трансформации информационно-энергетических возможностей вакуума в структуру интеллекта преобразует квантовое состояние самого вакуума. Поскольку индивид мыслит, используя квантовые возможности вакуума, постольку он с неизбежностью оказывает на него влияние. При этом стоит отметить, что квантовые функции мышления наличествуют самостоятельно от того, осознает их наличие индивид или нет.

На основе вышеизложенного можно заключить, что трансформируя информационно-энергические возможности вакуума в способы деятельности мозга, индивид преобразует квантовые состояния самого вакуума. В результате этого в ходе мышления осуществляется преобразование квантовых возможностей вакуума, в отрыве от закономерной связи с которыми оно нереализуемо, ибо интеллект мыслит, лишь осуществляя их. Следовательно, мыслить значит наличествовать в генетической целостности с возможностями того квантового основания, из которого возникает все конкретно-телесное.

На наш взгляд, анализ человека с позиции голографической парадигмы имеет важное значение не только для гармонизации взаимоотношений человека и мира, а также для философского понимания роли человека и его сознания в развитии нашей Вселенной, но и для разработки голографических методик с целью практического применения. В этом отношении в настоящее время разработаны и уже успешно применяются такие варианты голографических методик, как электронная голография, рентгеновская голография и т. д. Голография сейчас также широко используется в технике, в физике, для создания объемного телевидения, кино и т. д.

Таким образом, можно сделать вывод, что анализ человека в свете голографической парадигмы переводит мышление человека не только на новый уровень и позволяет под новым углом зрения взглянуть на единство человека и мира, но имеет важное практическое значение для развития общества.

Примечания

 Источник: КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-filosofskiy-analiz-cheloveka-s-pozitsii-golograficheskoy-modeli