Хрипун В.И. Ритмология как метод синтезирования науки и искусства
Хрипун В.И. "Ритмология как метод синтезирования науки и искусства"
(№138 ВЕСТНИКА ОГУ 7`2005)
В данной статье средствами философского анализа рассматриваются роль и значение ритмологии, имеющей основание выступить в нашу эпоху связующим звеном между наукой и искусством. С помощью ритмологии возможно духовное трансцендирование, открывающее человеку факт поразительного сходства бытийных основ мироздания с его собственным духовным миром.
Многие люди нашей эпохи выглядят поистине биороботами первого, а в лучшем случае второго или третьего поколения. Что такое робот первого поколения? Это человек с малым кругозором, у которого очень маленькая оперативная память, у него очень мало операций, которые он производит в головном мозге, и этот человек может охватить, к примеру, только свою семью и работу. Это его круг, его оперативная память, больше в свою голову он ничего не вмещает. И если вы попытаетесь такого человека вывести за рамки его мировосприятия, вы столкнетесь с агрессией, причем чем больше вы будете «давить» на такого человека, тем большую ответную агрессию вы будете получать. Вывести этого человека за пределы его миропонимания очень сложно. С таким человеком очень трудно говорить разумно, что бы ему ни говорили, он вас не воспринимает, у него существует как бы защитная реакция: он прекращает слушать, пока вы не найдете к нему какую-нибудь зацепку.
Проанализируйте себя и попытайтесь понять, не бываете ли вы подобны этому человеку, у которого есть только две структуры поведения – «да» и «нет», и больше никаких вариантов. У такого человека задействована толь-ко одна (задняя) часть головного мозга, остальные доли мозга не работают, и они ему, как правило, не нужны. «Человек находится как бы в очень плотной оболочке, из которой ему вы-ходить не хочется, как из уютной квартиры, в которой все устроено: мягкий диван, ничего делать не нужно, холодильник полный. Попробуйте такого человека уговорить что-нибудь сделать? Из этого состояния его очень трудно вывести. Таких называют «умалишенные», у них кругозор мышления очень узкий – все идет только от желудка». (1)
Все вокруг, видимое и невидимое находится в постоянном движении. Каждое движение создает волны определенной длины и частоты, которые, собираясь в единую волну, создают звучание (звук – это волна). Звуковая волна идет в пространство, отражаясь от сознания людей, доходит к тому человеку, которого вы назвали, и «энергетика у этого человека начинает либо накапливаться, либо разряжаться, в зависимости от того, с каким чувством вы послали к нему этот звук» (2).
Все, что человечеством еще не познано, мы называем божественным. Бог для человека – непонимаемое, непознаваемое, недосягаемое Великое Ничто, которое нельзя потрогать, нельзя пощупать, но постоянно идет ощущение, что есть кто-то или что-то, кто нами управляет, выстраивает нашу жизнь по какому-то образу и подобию, и человек вольно или невольно следует этим путем.
Целый ряд ученых, исходя из концепции волновой природы реальности, высказывает предположение, что образы человеческого со-знания представляют собой своеобразные голограммы, возникающие в результате на-стройки сознания на тот или иной аспект реальности.
Своеобразная монадность человеческого сознания, гениально предугаданная еще Г. Лейбницем, нашла свое теоретическое оформление в концепции известного физика Д. Бома. Размышляя над впечатляющими открытиями квантовой физики, ученый исследует порядок, который внутренне присущ космической сети взаимоотношений на более глубоком уровне – уровне «непроявленности».
Бом называет этот порядок «имплицитным», или «вложенным», имея в виду, что по аналогии с голограммой мир структурируется таким образом, что каждая существующая вещь в целом «вкладывается» в каждую из своих составных частей. В рамках этого порядка взаимоотношения внутри целого не имеют ничего общего с локальностью во времени и пространстве. Мир, по мнению автора, представляет собой бесконечный процесс холодвижения, выступающего скрытой основой всех материальных сущностей. Физика исследует квазистатичные, квазиавтономные черты этого холодвижения.
Явления, которые мы воспринимаем непосредственно нашими чувствами и при помощи научных приборов, представляют лишь фрагменты реальности – «развернутый» или «эксплицитный» (явный) порядок, который представляет собой только одну из конкретных форм, источником и генерирующей матрицей которой является более фундаментальная всеобщность – свернутый, или имплицитный (неявный), порядок.
Отметим на полях, что человек в действительности обладает очень маленьким диапазоном чувств. Мы воспринимаем очень малый диапазон звуковых волн, видим еще меньший диапазон световых волн, но мы узнали рентгеновское излучение, альфа, бета, гамма-излучение. На самом деле излучений на нашей планете очень много, но мы овладели только очень малой их частью. И когда говорят об ауре, аурических свечениях возле святых, то мы должны знать, что на самом деле возле каждого человека есть свет, в физическом мире прямо не выявляемый, но проявляющийся на уровне квантовых эффектов.
В основе концепции Д. Бома лежат выводы из теории относительности и квантовой теории. В частности, математика квантовой теории показывает, что основное движение материи следует понимать как процесс развертывания и свертывания, когда неисчислимое множество волн развертывается на всем бесконечном пространстве в каждой области и свертывается обратно в целое.
«Другими словами, из неуловимого свертывания в целое возникает, путем развертывания, весь проявленный универсум со всем множеством различных отдельных объектов. Движения такого рода я назвал «импликативный» (внутренний) порядок, в котором существование каждой части мироздания постоянно поддерживается развертыванием из целого и свертыванием в целое», – пишет Д. Бом (3). Современная физика предполагает, что каким-то образом все существующее внутренне соотнесено с целым. Пример внутренней взаимосвязи можно найти в сознании. В сознании мы удержим все, что вокруг нас, и содержание сознания определяет, что мы есть на данный момент времени и как мы будем реагировать на мир. С целым и со всем остальным мы, следовательно, соединены внут-ренне, а не внешне и не механично.
Особо следует отметить, что такого рода процессы и движения «свертки» и «развертки» происходят в строго определенных ритмах, изучение которых и входит в задачу метода «ритмология».
Традиционная модель познания не могла и не может убедительно объяснить факты гениальных научных открытий, то есть факты обретения принципиально новых знаний, которые, как правило, есть результат интуитивных озарений и лишь впоследствии облекаются в сообщаемую, рационально-логическую форму. Оставалось не ясным: откуда берутся эти знания? Как это возможно, чтобы человек – маленькое, беспомощное по космическим масштабам существо, мог проникнуть в сущность процессов мироздания и постичь их смысл?
Осознание несоразмерности ограниченных познавательных возможностей человека и глубины и безмерности тайн, открывающихся ему в познании, выразилось в представлениях о не-коем Высшем источнике, Абсолюте, Атмане, Боге, питающем человеческое сознание и, более того, придающем смысл всему сущему. Они облекались в разную форму и выступали в истории философии в виде различных понятий – от анаксагоровского «нуса», гераклитовского «логоса», платоновского «мира идей» и гегелевского «саморазвивающегося духа» до «потоков сознания» У. Джемса и «космического сознания» Ф. Бекка. В современном научном познании эти представления трансформировались в понятие «информационного поля».
Еще в 1982 году академик М. Марков, выступая на президиуме Академии наук СССР, говорил, что «информационное поле Земли слои-сто и структурно напоминает «матрешку», при-чем каждый слой связан иерархически с более высокими слоями, вплоть до Абсолюта, и является кроме банка информации еще и регулятивным началом в судьбах людей и человечества» (4).
Понятие информационного поля весьма условно и не может рассматриваться как абсолютно тождественное физическому полю. Информационное поле – это не хранилище информации, не резервуар, в котором в готовом виде пребывают «чистые знания».
Предположения о существовании информационного поля обрели реальную почву после открытия и теоретического подтверждения физиками ЭПР-парадокса (парадокс Энштейна – Подольского – Розена), суть которого состоит в том, что разлетающиеся в разные стороны осколки сложного ядра мгновенно имеют информацию друг о друге и что, по утверждению другого физика – Ф. Капры, «проливает свет на фундаментальную взаимосвязь и нераздельную слитность Вселенной» (5).
Любое изменение организованности физической среды влечет за собой изменение ее плотности, которое передается в пространстве мгновенно на любые расстояния. По этой причине наша мысль или информация переносятся волною плотности мгновенно. Информационные поля коррелируют процессы в физических средах и являются в конечном счете эффектом голограммы.
Как показывают исследования, скрытый, внутренний слой бытия не раскрывается полностью в четко артикулированной дискурсивной форме. Эта скрытая реальность носит континуальный характер, и равносильно тому, как в физической реальности пространство поля в любой своей точке содержит возможность возникновения частиц, реальность, образуемая семантическими полями, содержит в себе возможность понимания – интуитивного схватывания смысла, который лишь потом облекается в четкую дискурсивную форму, приобретает знаковую оболочку. Улавливание, постижение смысла возможно благодаря наличию во внутренней структуре личности арефлексивного слоя сознания. Это угадывание, схватывание неартикулированных, непроясненных содержаний непосредственно зависит от воспринимающего субъекта, предполагает его смыслотворческую деятельность.
В отличие от известной принудительности рационально-логического мышления, на уровне интуитивного познания человек не просто усваивает внешне навязываемую ему информацию, но придает ей свой смысл, свое значение – в зависимости от уровня и характера своей собственной воспринимающей способности.
Таким образом, «прояснение смысла предполагает порождение смысла. Эти два момента, которые могут быть выделены только условно, взаимосвязаны, взаимообусловлены и образуют единство, которое в силу своей фундаментальности может быть понято как онтологическое основание человеческого бытия» (6).
Исследователи приходят к выводу, что «мозг представляет собой космическую систему, которая берет для своей работы энергию непосредственно из Вселенной, причем кожа используется как механизм захвата этой энергии… мозг связан с биосферой планеты и, следовательно, со всей Вселенной двумя каналами связи – энергетическим и информационным» (7).
Принцип действия механизма внутримозговой структуры, где все операции с информацией осуществляются на основе волновых процессов, имеет резонансный характер, то есть «мозг человека отзывается на вибрации космоса, и более того – сама активность человеческого мозга (мышление, воображение, интуиция) представляет собой одну из этих вибраций, ее персонифицированное выражение» (8).
Из этого мы можем заключить, что поскольку волновые процессы, в соответствии с положениями квантовой физики, обладают свойством нелокальности (т. е. отсутствием стабильной фиксации в одной определенной точке и одновременно присутствием во всех точках пространства), то и сознание человека, обладающее волновой природой, потенциально содержит в себе информацию обо всей Вселенной.
Фундаментальные теоретические исследования в области физики и математики, с одной стороны, и современные исследования, связанные с деятельностью человеческой психики и мозга, – с другой, обнаруживают поразительную корреляцию результатов, а именно: наличие в структуре внутреннего духовного мира человека некоего единого принципа, который условно можно было бы назвать принципом монадности, или целостности – «мудрое сияние этнически ликует принятым импульсом целостности, трансформирующимся в цельность» (Е.Д. Марченко). Применительно к физической реальности принцип целостности выражается в таком невероятном для механического миропонимания свойстве, как нелокальность частиц, то есть способность пространства в любой его точке порождать (или выводить из скрытого, неявного бытия) частицы и, как условие этого, наличие в каждой точке пространства информации о любой его части. Наглядным проявлением этой целостности является голограмма с ее характерным свойством распределенной памяти.
Аналогичные свойства обнаруживаются и при исследовании человеческой психики. Результаты эмпирических наблюдений содержат многочисленные свидетельства наличия в психике индивида трансперсональных содержаний, включающих информацию обо всем Универсуме.
Гипотеза о голографическом характере образов человеческого сознания довершает картину внутреннего единства, целостности мироздания. Обнаружение этого единства возможно только в процессе духовного постижения. Человек – вот бытие, которому дано обнаружить глубины, скрытые основы всего сущего, постигнуть его сокровенные смыслы. Это проникновение, осуществляющееся в процессе духовного трансцендирования, открывает ему факт поразительного сходства бытийных основ мироздания с его собственным внутренним, духовным миром, факт сопричастности человеческого духа к порождению смыслов бытия.
Основы материального мира представляют собой лишь вероятностные процессы бесконечных взаимодействий и взаимопревращений. Сознание все чаще обнаруживает свою включенность в сеть этих взаимодействий. Однако ни с чем не сравнима роль сознания в конструировании собственно человеческого бытия, которое никогда не есть только пребывание в вещном мире, но всегда есть осуществление смысла, достигаемое в творческом усилии каждого из нас. Читать Далее… «РИТМОЛОГИЯ» — МЕТОД СИНТЕЗА НАУКИ И ИСКУССТВА...
Список использованной литературы:
- 1. Марченко Е.Д. За законами радуги. СПб. 2001., Т.1. С. 242.
- 2. Марченко Е.Д. За законами радуги. СПб. 2001., Т.2. С. 75.
- 3. Бом Д. Наука и духовность: необходимость изменений в куль туре // Человек. 1993. №1. С. 11.
- 4. Мартынов А.В. Исповедимый путь. М., 1989. С. 67.
- 5. Капра Ф. Дао физики: исследование параллелей между соврем енной физикой и мистицизмом Востока. Спб., 1994. С. 289.
- 6. Фомина З.В. Проблема человеческой духовности: онтологиче ские и аксиологические аспекты. Саратов, 1997. С. 147.
- 7. Дубров А.П., Пушкин В.Н. Парапсихология и современное естес твознание. М., 1989. С. 80.
- 8. Фомина З.В. Указ. соч. С. 139.
Источник:Киберленинка:http://cyberleninka.ru/article/n/ritmologiya-kak-metod-sintezirovaniya-nauki-i-iskusstva