Шеляпин Н.В., Цимакуридзе Н.Т. О роли социо-гуманитарных технологий управления российского коммерческого предприятия при переходе на инновационную экономику

Загрузка ...

 Шеляпин Николай Викторович /кандидат социологических наук, доцент РГГУ/ , Цимакуридзе Натэлла Теймуразовна  

О РОЛИ СОЦИО-ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ИННОВАЦИОННУЮ ЭКОНОМИКУ

   Обоснована целесообразность формирования корпоративной идеологии современного российского коммерческого предприятия в условиях перехода на инновационную экономику  на основе корпоративной философии и корпоративной культуры, а в качестве примера данной идеологии приводится концепция ритмологии.

Ключевые слова: инновационая экономика, человеческий капитал, корпоративная философия, корпоративная культура, корпоративная идеология, ритмология, экономика времени, реальное время

В настоящее время в России идёт сложный и многоуровневый процесс перехода на инновационную экономику. Инновационная экономика – это новая модель экономического развития, основанная на постоянном изобретении, внедрении, а также экспорте и импорте новых технологий, которые приносят прибыль и создают базу для устойчивой добавленной стоимости. В этих условиях научные открытия, переведённые в практическую плоскость, являются основой экономического роста и благосостояния граждан. Прибыль становится результатом интеллектуальной деятельности учёных и производственных новаторов, грамотного применения информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности, эффективного использования новых ресурсов и ресурсосберегающих технологий, а также рациональному  управлению временем, которое необходимо для производства современного продукта. Данная модель экономики основана не только на научно-техническом прогрессе, но и на формировании эффективных социо-гуманитарных технологий развития личности и управления социальными группами. Социо-гуманитарные технологии в эпоху инновационной экономики нацелены на создание человеческого капитала, к которому относят интеллект, физическое и психическое здоровье, духовные ценности и моральные установки, ориентирующие индивида и группу людей на достижение определённых целей и на жизненный успех, как сверхзадачу современного человека. Важнейшими социо-гуманитарными технологиями управления современным производственным предприятием выступают корпоративная философия, корпоративная культура и корпоративная идеология. Под корпоративной философией организации, на наш взгляд, следует понимать совокупность мировоззренческих, морально-этических, деловых норм и принципов, которыми руководствуются сотрудники данной организации. Корпоративная философия- это достаточно широкое понятие, которое на теоретическом уровне представляет собой нормативную и этическую основу для какой-либо практической деятельности. Именно корпоративная философия в теоретическом аспекте создаёт ориентиры для целеполагания и поступательного развития для коммерческой организации. На базе этой теоретической конструкции формируются взгляды коммерческой организации на её внешнее и внутреннее окружение, на общество в целом, и на место данной структуры в этом обществе. На уровне практической деятельности, корпоративная философия представляет собой методологические принципы, лежащие в основе реализации политики коммерческой организации.

Принципы корпоративной философии часто находят своё отражение в подробных изложениях деловых норм и морально-этических принципов, которыми руководствуется организация в своей деятельности. Основные принципы корпоративной философии организации могут быть отражены в Уставе, договоре, Положениях, стандартах обслуживания и в др. официальных документах. Из принципов корпоративной философии вытекают существующие в организации идейные установки, правила, ритуалы, а также внешний и внутренний имидж организации. Главная цель корпоративной философии во многом сводится к созданию, развитию и продвижению миссии организации.

В свою очередь, следует отметить, что миссия организации- это основная общая мегацель организации, которая ставит «заоблачные» перспективы и не может быть полностью достигнута на какой-то определённый момент времени. Например, миссия организации может выглядеть так: «Способствовать развитию научно-технического прогресса», «Предоставить обществу высококачественные услуги», «Наполнить рынок экологически чистыми продуктами питания» и др.

   Миссия компании выражает философию и предназначение коммерческой организации, формируя принципы социально ответственного бизнеса, оправдывает, с точки зрения общественного мнения, и самый смысл её существования .

  Таким образом, именно из установок корпоративной философии формируется корпоративная культура, как теоретически сформулированная концепция, предполагающая набор легализованных и одобряемых данным сообществом действий. В общем, корпоративную культуру можно определить как совокупность формальных и неформальных правил и норм деятельности, ценностей, убеждений, культурных образцов и др., включенных во все сферы жизнедеятельности данной организации и задающих её сотрудникам ориентиры для поведения, позволяющие справляться с проблемами внешней адаптации и внутренней интеграции.

Важнейшими задачами корпоративной культуры, в свою очередь, являются: самоидентификация членов организации, их интеграция в единый трудовой коллектив и достижение конкурентоспособности в производственной деятельности. В целом, СМИ часто выделяют два основных вида корпоративной культуры: «западный индивидуалистский» (существует в странах Западной Европы и Северной Америки) и «восточный коллективистский» (существует в Дальневосточных тихоокеанских государствах, таких как Япония, Южная Корея, Гонконг, Тайвань и др.). Оба этих вида вряд ли подходят для автоматического переноса на российскую почву.

  Одним из важных элементов корпоративной культуры являются внешние и внутренние ценности. Внешний уровень ценностей составляет видимые объекты, физические символы, организационные церемонии, расположение офисов. Основополагающие внешние ценности корпоративной культуры могут выражаться в различных материальных образах: символах, девизах и церемониях, при помощи которых мы получаем возможность различать культуры различных фирм. Внутренний уровень ценностей делится на два подуровня: осознанный и неосознанный. К осознанному подуровню можно отнести объективные знания по истории и деятельности фирмы, легенды, мифы, поведенческие установки и ориентиры для развития. К неосознанному подуровню можно отнести характерные эмоции, внутренние стереотипы, свойственные для данного сообщества, архетипические конструкты, которые наиболее чётко проявляются в конкретной социальной реальности.

На основе корпоративной философии и корпоративной культуры формируется корпоративная идеология. С нашей точки зрения, корпоративная идеология-это существующая в данном профессиональном сообществе система идей, объективных знаний, ценностей, символов, ритуалов и поведенческих ориентиров, которые способны частично на рациональном и на эмоциональном уровнях выразить реальные социально-экономические интересы сотрудников организации. При этом, корпоративная идеология должна эффективно направить деятельность организации на достижение тех целей, которые соответствуют интересам её сотрудников.

Ориентация на рациональное целеполагание, вытекающее из реальных интересов как самой компании, так и её сотрудников является важнейшим отличием корпоративной идеологии, как от корпоративной философии, так и от корпоративной культуры.

Именно идеология способна сформировать не только систему адаптации и лояльности к данной организации, но и чувство патриотизма, когда сотрудник соединяет личные интересы и интересы организации в единую систему.

В такой ситуации сотрудники могут относительно рационально осознавать смысл своей работы в рамках организации,гордиться своей работой на эмоциональном уровне, представлять компанию в соответствии с философией и корпоративной культурой компании как внутри организации, так и на внешних связях.

Многие российские коммерческие предприятия нуждаются в собственной корпоративной культуре и идеологии, которые бы соответствовали установкам российской ментальности, формировали социально полезный бизнес и общественное мнение о нём.

В этой связи особый научный интерес представляют популярные сейчас концепции, которые формулируют вопрос о роли и месте фактора времени в человеческой жизни. В наши дни особую популярность получили различные системы и тренинги по тайм-менеджменту, направленные на наиболее рациональные и эффективные способы планирования и организации рабочего времени. Каждого менеджера и директора в той или мере волнует вопрос: Как сделать рабочее время более эффективным и плодотворным с точки зрения получения результатов от производственной или любой другой созидательной деятельности?

О постепенной трансформации капиталистической экономики в "экономику времени" писал ещё Карл Маркс. Марксистская методология запускает самые разные способы толкования времени, исходя из понимания существующей социальной реальности и использования достижений различных наук.В современном обществе определяющим понятием времени является "реальное время"[1].

"Реальное время" - это чистое количественное время в глобальном масштабе, а именно время передачи информации в глобальных электронных системах, период функционирования финансовых рынков, информационных агентств, человеческих жизней. Понятие "реальное время" характерно для неолиберализма как принцип власти рыночных механизмов без вмешательства государства. Однако количественное время возникло не сегодня, а в начале XIX веке, когда сформировались подходящие условия для его институционального появления. Именно эти условия определяет Маркс в своих главных произведениях. В "Нищете философии" Маркс писал: "Время-всё, человек-ничто, он-всего лишь воплощение времени. Речь больше не идёт о качестве. Количество решает всё. Час за час, день за день, но это уравнение труда ни в коем случае не произведение вечной справедливости. главная борьба при индустриальном капитализме происходит по поводу времени: капиталисты максимально удлиняют рабочий день с целью превращения всего жизненного времени в рабочее время, а рабочие борются за его сокращение.[2]  

Одним словом, количественное время служит производительным фактором индустриального капитализма: оно формирует общественные отношения, производит дисциплинарного субъекта, который по логике данного социального пространства должен иметь семью, трудиться, быть здоровым, разумным и конформным. При этом, в рукописях 1857-1859 годов Маркс признаёт, что развитие машинной техники уменьшает время необходимое для производства товаров, что приводит к увеличению свободного времени. То есть, машинная техника создаёт условия для преодоления индустриального капитализма. Главной производственной силой становится ассоциированный, общественный индивид, "всеобщий интеллект", знание, творчество, общение. Значит, именно это движение продуцирует новое понимание, развертывание времени как свободного, времени свободы ( freie Zeit, disposable time). Поэтому свободное время является критерием производительности общественного развития и условием развития "всеобщиего интеллекта", как важнейшего фактора современной цивилизации, которая зарождалась в середине XIX века.[3]

Вернёмся к современной России, где в последнее время стали активно развиваться глобальные, локальные и частные идеологии. Особый научный интерес в идеологическом процессе на постсоветском пространстве представляют частные или частичные идеологии. Частные идеологии - это термин философа Н. Пуланзаса. По мнению Пуланзаса, такие идеологии функционируют на психологическом уровне, они акцентируют внимание на насущных интересах отдельных социальных групп. Такие идеологии в своей совокупности отражают весь спектр частных интересов социальных групп и слоев отдельного общества. В данном случае речь идет об идеологии классовой, корпоративной, групповой, партийной и т.п.[4] Ярким представителем социальной общности, объединённой на принципах собственной групповой идеологии, являются ритмологи.


В контексте данной статьи идеология ритмологов  интересна тем, что в качестве основной идеи она выдвигает концепцию о времени и ритмах жизни человека во времени. Идеология ритмологов утверждает,  что время есть объективная реальность, которую можно передавать и получать, менять, перебрасывать, останавливать, ускорять, замедлять, фиксировать, предложила способ познания этой субстанции: «Человек пользуется временем, живет во времени, живет за счет времени, мозг человека постоянно хронометрирует время. Время – субстанция надмыслия."[5] Человек, культивируя разум, познает высшую сущность, и его познавательная потенция может доставлять удовлетворение через реализацию определенных ценностных статусов. В человеческом теле есть орган, который живет только за счет времени. Им является мозг человека. Рассматривая мозг человека как приемник времени, ритмология объясняет, как осуществляется человеком восприятие времени. Люди, живущие и работающие во времени, или имеющие "запас" времени, сами создают событие.[6]

На этом основании возможно разработать специфические индивидуальные занятия и групповые тренинги, которые научат управленцев и сотрудников не только грамотно и эффективно использовать рабочее время, но помогут сформировать особое мышление, направленное на самодисциплину, успех и рациональное планирование трудового дня.

Этот подход может быть использован как в естественных, так и в гуманитарных науках. Поэтому любой бизнес-процесс, производство, корпоративный стиль управления, корпоративную символику можно рассматривать с точки зрения определённого ритма и его логики. Производство, продажи, рекламные кампании, антикризисное управление тоже можно рассматривать в контексте определённых ритмов. Так, например, любая деятельность, направленная на достижение определённых целей, представляет собой целостный ритм. С точки зрения ритмологии, для достижения ожидаемых результатов развития бизнеса задача бизнесмена и управленца - научиться правильно использовать информацию и время самому и научить этому своих подчинённых.

Поводя итоги всего вышесказанного, заметим, что концепция ритмологии основана на принципах российского патриотизма и апеллирования к традиционным установкам российского сознания.[7] Таким образом, в российской общественной мысли идёт процесс формирования социально-философских доктрин, которые способны создать теоретический и методологический базис для разработки корпоративных философий, корпоративных культур и идеология для современных российских коммерческих предприятий, одной из которых является концепция ритмологии. Наблюдая процесс становления данной частной идеологии, потенциал которой способен решить некоторые задачи современной коммерческой организации, по нашему мнению, целесообразно не оценивать её вклад в развитие научной мысли, а прежде всего использовать научный анализ для изучения настоящего социального феномена и выявления важных элементов данной идеологии, которые могут быть использованы для формирования корпоративной культуры и корпоративной идеологии в процессе создания и продвижения российского коммерческого предприятия в эпоху становления инновационной экономики с учётом установок национальной ментальности.


Литература: 

Источник: Материалы 16-й Международной научно-практической конференции "Проблемы развития предприятий: теория и практика" (2017 г.) 

ТHE PROBLEM OF FORMATION OF CORPORATE PHILOSOPHY AND IDEOLOGY OF THE MODERN RUSSIAN COMMERCIAL ENTERPRISE" (ON THE EXAMPLE OF THEORETICAL AND METHODOLOGICAL PRACTICES OF THE CONCEPT OF RHYTHMOLOGY) © 2017