Пожарский С.Д. Проблемы становления и развития ритмологии

Загрузка ...

 Научный сборник «Акмеология 2018. Методологические и методические проблемы» (выпуск 31). - СПб.: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2018 г. - 136 с.  УДК 371.128.1.   А40.   ISBN978-5-98944-077-6. ББК 74+88.

ПОЖАРСКИЙ С.Д. (к.пс.н., профессор)

ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РИТМОЛОГИИ (РИТМОЛОГИЯ – ПУТЬ К  АКМЕ (др.-греч. ακμή, akme) - ВЕРШИНЕ)

   Смысловое содержание и этапы становления ритмологического направления в  теории развития. Исторический  подход  к ритмологии.  Место  ритмологии в теории  развития. Свойства, связанные с раскрытием характеристики развития и понятия движения как чередование, ритмичность, упорядоченность. Понятия ритмологии: движение, изменение, чередование, ритм. Предпосылки научного формирования  ритмологического направления. Практическое применение принципов ритмологии в достижении успеха.

         Размышления о человеке, о его месте в мире лежат в основе жизнедеятельности. Жизнь человека протекает в структуре единого социального пространства и времени, этот процесс возможен благодаря способности мышления и сознания, начиная с анимистическиих форм мышления и завершая современными рационально-практическими формами сознания, направленными на преобразование объективной действительности.

         С самого начала культурного развития человечества складывались представления о развитии человекав рамках таких фундаментальных понятий, как пространство, время, движение, периодичность. Процесс феномена развития сложно рассматривать без историко-философского анализа, без познания  объективного мира и анализа действительности, который осуществляется на основе принципов развития  и качественного преобразования объективного мира.

         Развитие как знание о законах преобразования природы, общества, мышления даёт возможность управлять этими процессами, изменять мир в соответствии с объективными законами и потребностями человеческой цивилизации. Развитие теоретического знания постоянно расширяет горизонты познавательного и практического освоения мира человеком и связано с формированием и структурированием конкретных  научных  систем  познания.

Исследуя процессы развития, учёные выявили периодические,  повторяющиеся через определённые промежутки времени закономерности изменения объектов, которые обозначились понятием ритм.
 Знание этих закономерностей позволяет познать их сущность и организовать структурные элементы живой и неживой природы.

Человек ещё в древности отметил, что вся природа подчиняется определённому ритму, и знание особенностей работы ритмов способствует достижению успеха кратчайшим путём. Человек остаётся живым существом,  вписанный в единый природный ритм жизнедеятельности, он обладает громадной структурирующей силой и приводит в порядок  свойства своей жизни.

         В практической деятельности это проявляется в условиях действия многообразия ритмов: биоритмы, социоритмы, трудовые ритмы и т.д.  В ходе взаимодействия в социуме замечено, что в определённые моменты жизни один человек находится в ритме возбуждения, вдохновения, а другой – в ритме пассивности.

Исследование закономерностей чередования элементов мира, видоизменение форм ритма имеет актуальное значение. Биоритм жизни человека ограничен  возрастным пределом, а в процессе развития необходимо осуществить многообразие этапов движения. Социоритмы характеризуют этапы развития социальной жизни человека.                       

         Рассматривая становление ритмологии с исторической точки зрения, отметим, что эта проблема напрямую связана с фундаментальной категорией времени.  Без осмысления и понимания категории времени и фиксации движения не понять практического значения в чередовании ритма как элемента всеобщего движения.

         При анализе образа жизни в процессе развития цивилизации было замечено, что при переходе от кочевого образа жизни к оседлому происходит своеобразное ритмическое развитие, которое характеризовалось протяженностью во времени, размеренностью и чередованием повторяющихся событий. В результате этого произошло осмысление процесса ритмического развития, которое определялось,  с  одной стороны, понятием категории времени, а с другой стороны, протяжённостью – особым закономерным состоянием чередования развития во времени с определённой прерывностью. Появилась потребность как в осмыслении этого феномена, так и в создании утилитарного инструмента (часы), который  выполнял бы эту функцию,  являясь материальным предметом ритмической характеристики бытия. Без философского осмысления времени и его инструмента фиксации движения не понять практического значения чередования ритма жизни. Поэтому не случайно часы как элемент фиксации времени использовались с древнейших времён в Египте, Китае, Греции и других странах.

Всеобщая потребность фиксации определённых чередований событий и явлений явилась предпосылкой, в частности, выявления закономерного чередования звуков и символов, что явилось одним из оснований практического применения ритма в музыке и письменности и других формах жизнедеятельности.

Ритм жизни способствует раскрытию  физических и психологических сторон жизни человека и упорядочиванию элементов живой и неживой природы.                                                                                                                              

В современных условиях человек начинает более глубоко познавать как саму структуру феномена ритма, так и методы его направленности,  как в активной  фазе жизнедеятельности,  так и в  фазе уныния, безволия и апатии.                            

В исследованиях отечественных и зарубежных авторов понятие ритм связано с одной из фундаментальных философских и научных  категорий развитием, которое определяется как «…закономерное, направленное качественное изменение материальных и идеальных объектов…[1]»[1].

Важнейшим свойством развития является понятие текучести, то есть постоянной подвижности. Этот признак рассматривается как закономерное чередование свойств определённого объекта в форме ритмов. Составные части ритма (начало и окончание движения) – это состояния конкретных форм порождения первоначала, или, как можно сказать на современном языке, индивидуации вещей. Из некоторого бескачественного, неопределённого, первородного состояния идёт образование разнообразных объектов.

         В  самом  ритме  различия  слиты и находятся лишь в потенциальном виде,  и начинаются они с момента оформления вещей. Вот почему античные философы  наделяли ритм свойствами формообразования. В результате, окончание движения – это высший предел существования конкретной формы, которую принимает первоначало, а начало – база, фундамент состояния движения. Ритм оказывает особое воздействие на поведение человека, на раскрытие его творческих способностей.  Отметим некоторые общие свойства ритма: 

во-первых, есть  природные и социальные ритмы,  которые характеризуются бинарной  сущностью своего содержания,

во-вторых, особенность ритма заключается в волнообразном чередовании составных частей ритма, эта характерная особенность ритма подчёркивает динамический характер ритмосодержания.

Движущей силой формирования понятия ритм стала человеческая практика осмысления развития в условиях объективной реальности.

         Выявление предпосылок ритмологии требует специального исследования, обращения к истории человечества и рассмотрения её в определённом историческом ракурсе. В данном случае выявление предпосылок становления ритмологии предполагает анализ развития человека и общества через призму таких понятий, как ритм и ритмика. Возникает вопрос, что может дать исторический анализ человеку, ориентированному скорее на практику, чем на теорию.

Ответ находится в плоскости соприкосновения теории с практикой. Только их единство и гармония могут обеспечить достижения наилучших результатов в свершающемся и продолжающемся взаимодействии человека и природы и позволят продуктивно решать возникающие противоречия. Зная, как понимали развитие, движение, чередование процессов человеческой деятельности прошлые поколения, мы можем открыть новые горизонты развития в будущем. В этом заключается, на наш взгляд, одна из ценностей изучения предпосылок научного направления – ритмологии.

Этапы становления категории ритм подчёркивают онтологический принцип развития бытия, что наблюдалось в первоначальном понимании пифагорейцами слова ритм в значение «число (единица)» как сущность бытия. Характеристику категории ритм они дополнили понятием мера как  взаиморасположение частей космоса, как проявление закономерных процессов взаимоотношений элементов окружающего мира в процессе развития.

Понятие ритма и ритмологии

Положение об изначальной ритмичности объективной реальности пронизывает всё философское и религиозное мировоззрение.  В древнеиндийской философии бог Брахма на основе перворитма творит и разрушает время и существующий в нём мир. В греческой мифологии Киклопы, помощники кузнеца Гефеста, чередой ударов молота по наковальне отбивают ритм строительства мироздания.    

         Пифагорейцы ритмичность космоса  нашли в идеях числа и меры (единицы).

В бытовом сознании с древних времён отмечено, что вся природа подчиняется определённым ритмам: сменяются времена года, день сменяется ночью, расцветает и погибает растительный мир, жизнь замещается смертью - всё это происходит  с определённой повторяемостью. Опыт мировой истории подтверждает эту тенденцию сменой и развитием цивилизаций.

         Исторические тенденции развития этого понятия восходят к этапам развития греческой и латинской культуры. Исследователи подчёркивают неоднозначность понимания этого термина современниками, выдвигая положение о том, что «…греческие ρυϑμός или ρυσμός до Платона не имели значения «ритм» в современном смысле этого слова, но передавали содержание, близкое понятию «форма[2]»[2].

Этимолоия и анализ ритмологических концепций обнаруживают, что содержание понятия «ритм» (rhythomos) имеет темпоральный и пространственный аспект: ритм как форма вещи и ритм как форма (фигура) движения. Ритм в древнегреческом языке имеет значение понятие «образ», «вид», «фигура», «соразмерность[3]»[3].  

В связи с закономерными потребностями общества происходит дальнейшее смыслопонимание этой категории. Коллектив исследователей Волгоградской школа ритмологии  считает, что  ритмология «…это если не отдельная дисциплина, то научное направление, изучающее условия ритмической организации систем жизнеобеспечения людей. Ритм  лежит в основе человекоразмерности в её психофизиологическом и социокультурном аспектах. С ритмологической точки зрения, человеческое существо – это  сложное взаимодействие множества внутренних и внешних пульсаций. Биение пульса,  дыхание, речь, движение человека в пространстве - всё это имеет ритмическую основу...[4]»[4]. В этом  случае ритм как явление рассматривается в категории образа как результат и идеальная форма предметов и явлений материального мира в сознании человека. Происходит углублённое понимание обобщённого образа ритма как вида действительности, изменяющегося в процессе развития объективного мира.

Поскольку развитие характеризуется понятием мера, учитывая категориюмера в качестве важной характеристики ритма, рассмотрим её в функциональном значении понятия соразмерность, которое характеризует деятельность как функцию динамической основы движения. Определяя движение как интервал чередования явлений, мы находим новое понимание движения как изменения в процессе  ритмики.

         Развитие как чередование форм объекта в пространстве и  времени после древнегреческой культуры рассматривалось в период римской культуры (эллинистической).  Эта тенденция  закрепилась в контексте латинского языка,  где «… ритм…– это равномерность, размер, соразмерность…[5])» [5]  получил более расширенную трактовку.

         Данная проблема становится актуальной в свете развития мировой науки,  анализирующей процесс развития с созидательной точки зрения, когда для понимания преобразования мира необходима уже не констатация магии ритма, а  знание закономерностей чередования не только отдельных процессов, а всего земного и космического пространства. Так, ведущий американский социолог  Льюис Мамфорд отмечает, что «…именно в Древнем Египте реализовалась определённая магия ритма. …Уникальным феноменом египетской культуры можно считать концентрацию рабочей силы и создание основ организаций, которые сделали возможным выполнение работ невиданных ранее масштабов. Всё это требовало огромной восприимчивости к ритму. Ведь гигантские инженерные задачи, осуществлённые 5000 лет назад, были невозможны без ритмического единообразия…[6]»[6, c.66].

Проблемы развития практической ритмологии

Рассматривая основные понятия ритмологии – ритм, ритмика, цикл и др., отметим, что их формирование и становление как части общечеловеческой и национальной культуры детерминировались потребностями развития природы, общества и непосредственно человека. Практическое понимание ритма привело к раскрытию его теоретических оснований, а это возможно на принципах научного понимания мира. Подъёмы и спады в этом процессе развития обусловливались переломными моментами в развитии человечества и научными обоснованиями этих моментов.

Развитие феномена науки сложно  рассматривать без историко-философского анализа. Как отмечают исследователи, «…возникновение и развитие науки как самостоятельной сферы человеческой деятельности проходило в общем русле мировой истории и истории отдельных государств  и  народов…[7]»  [7, c. 348].

         Научное познание в своём становлении проходит несколько исторических стадий. Среди множества характеристик данного явления отметим обобщённый вывод исследователя философии науки А.Э. Назирова, который отметил этапы  формирования следующих научных циклов: «…пранауки (древний Вавилон, древняя Греция), протонауки (античная Греция, Средневековье), преднауки (эпоха  Возрождения), классической науки (Новое время), неклассической науки (Новейшее Время)…[8]» [8, c.5].

Научное познание в своём становлении проходит несколько исторических  циклов и основывается на принципах ритмологии как цикличности, осмысливая не только единичный  временной интервал развития, но и череду ритмов в движении к познанию окружающего мира. 

Фундаментальное обоснование и раскрытие принципов исторического ритмодвижения как циклического  проявления ритма во времени дано московской школой философии, которая подчёркивает, что «…основные этапы эволюции  научного знания соответствовали крупномасштабным циклам мировой истории. 1. Преднаука (4000 -500 гг. до н.э.) – ключевые достижения: письменность, начала математики, хронометрии, технологии ремесел. 2. Античность (500 г. до н.э.  – 500 г.) рациональные основы мышления, возникновение философии, логики, геометрии Евклида, энциклопедический характер научного познания.  3. Средние века (500 -1200 гг.) – схоластика, антропоцентризм, развитие технического знания.  4.Возрождение (1200 – 1600 гг.) – возникновение университетов, гуманизм, революция Коперника, «Вселенная» Гутенберга. 5. Новое время  - секуляризация науки, механика Ньютона, возникновение опытного естествознания, дифференциальное и интегральное исчисление, механическая картина мира, научно-промышленная революция.  6. Новейшее время (1800 – 1900 гг.) – дифференциация научных дисциплин, завершение создания классического естествознания, неэвклидововой геометрии, эволюционизма. 7. Современность (1900 – 1960 гг.) – формирование научных сообществ, неклассической рациональности,  релятивизма, революции в физике, биологии, кризиса оснований математики. 8. Компьютерная революция (1960 – 2000 гг.) – постнекласссическая рациональность[9]».[9, с.348]

 Кроме обобщающих философских характеристик времени существуют другие подходы, где данную категорию конкретно рассматривают в процессе развития и его взаимодействия с природой в микромире, в живой природе,  социальной среде и других сферах  жизнедеятельности человека. Среди  множества подходов, рассматривающих развитие как определённое чередование во времени процессов изменения развития, в промежутке конкретного свойства движения, остановимся ещё раз на понятии ритм

Анализируя исторический аспект формирования ритма, обратим внимание на понимание ритма в античности. Так, Платон  «…выдвигает чёткий принцип соответствия между подобающим ритмом («эвритмом»), благообразием, красноречием, гармонией и нравственным совершенством, с одной стороны, и между неритмичностью, уродством, косноязычием, дисгармонией и порочностью  с другой: «Уродство, неритмичность, дисгармония - близкие родственники злоречия и злонравия, а их противоположность, наоборот,  близкое подражание рассудительности и нравственности»[9, c. 21].

При  рассмотрении формы движения (ритма) необходимо обратить внимание на категорию качества - длительность, которая проявляется в понятии соразмерность. В связи с этим возникла потребность в углублённом понимании этих понятий,  когда чередование в определённых отрезках  начала  и  окончания  развития определяется понятием ритм как продолжительность развития во времени. Названные понятия невозможно рассматривать вне категории времени. Вследствие этого понятие время становится основополагающей, доминирующей характеристикой ритмологии.

Этому свойству ритмологии уделяли внимание как исследователи-теоретики,  так и практики, использующие его в своей деятельности для обеспечения успеха как отдельной личности, так и  различных категорий общества.

         Прежде всего необходимо отметить фундаментальные понятия времени, такие, как историческое время, объективное время, субъективное время.В настоящий период понятие историческое время наполняется новыми  достижениями человечества в  процессе  жизнедеятельности.

При рассмотрении параметров времени выделяют объективное время,  измеряемое отрезками пути прохождения небесных тел, и субъективное время, основанное  на осознании времени человеком.

Критерием понимания сущности субъективного времени для человека является продолжительность его жизни. Наполнение пространства  жизни человека   зависит от содержания переживаний, практического познания чувственно- предметного мира и осуществления жизнедеятельности в двух аспектах: материально-телесном  и социально-духовном.

         Это существенное положение, когда субъективное время предполагает осознание и переживание своей жизни как процесса, в которой человек существует, и ресурса, который он использует по собственному усмотрению. Данную особенность времени довольно точно характеризует Шпенглер, подчёркивая, что, кроме логики пространства, существует ещё органическая необходимость судьбы – логика времени. Наряду с теоретическим субъективным анализом времени существуют практические подходы к пониманию ритмологии времени. 

Одним из таких  подходов  является методика работы со временем, которую предлагает Е.Д. Лучезарнова. Авторский Институт ритмологии ведёт исследования влияния времени на человека, на возможность управления событиями жизни с помощью времени. Одной из основных категорий метода является понятие ритма как словесно оформленной субстанции, содержащей ритмовремя. Термин ритмовремя предложен автором для описания и характеристики времени, которое содержится в ритмах. Ритмовремя – это суперорганизованная среда, которая, как утверждает автор методики, может менять обычно текущее время. Изучающие ритмологию фиксируют время и меняют себя во времени с помощью ритмовремени. Прочитывая ритмы, человек расширяет своё сознание, постепенно решаются проблемы и жизнь наполняется интересными событиями, раскрываются все таланты и возможности человека, до этого скрытые. «…Постепенно, всё больше и больше находясь внутри ритмовремени, человек привыкает работать с ритмами и жить среди ритмов. И, в конце концов, он сам становится Живым ритмом… От обычного человека Живой ритм отличается, прежде всего, тем, что максимально легко адаптируется к происходящему…. Человек как Живой ритм имеет запас времени, а это то, что привлекает  всех…[10]» [10, с. 8-9].

Время в работах Е.Д. Лучезарновой рассматривается как постоянно движущая субстанция, которой можно управлять. Время можно познать только за счёт расширения границ мозга и более ёмкого, многомерного восприятия и понимания всего происходящего. Время текуче, поэтому его можно загущать, ускорять, замедлять, ощущать (фиксировать). В данном случае речь идёт об относительном, или субъективном времени, а не о календарном, или объективном.

         Во многих работах главное внимание уделяется именно субъективному времени, в котором действует субъект деятельности - конкретная «…личность как определённая временная система и жизненный путь как её способ осуществления  себя во множественности времени и пространстве, в едином времени жизни …[11]» [11].

         Вследствие этого появляется необходимость увязать категории ритмологии  с тремя сущностными детерминантами: 

1.  личность как определённая временная система;

2.  жизненный путь как способ её существования;

3.  единое время жизни.

Безусловно, ритм  оказывает особое воздействие на поведение человека и на раскрытие его творческих способностей. Специфика субъективного времени  проявляется в понятиях, выражающих наличие или отсутствие времени для конкретной деятельности: здесь и сейчас, вторая грань времени  - это конкретное проявление категории длительности,  несопоставимой с физическими параметрами времени, такими, как час, год, десятилетие и т.д. В данном случае длительность ожидания, благодаря субъективному отношению, может длиться дольше, чем в действительности, а может быть короче, по принципу «скорее забыть».

Задачи развития ритмологии


         В общей теории развития обратим внимание на понятие ритморазвитие,конкретизирующее сам процесс развития через понятие ритм. Отметим некоторые особенности в рассмотренииэтого направления и задачи, стоящие перед ритмологией:                                                                                    

во-первых, это пропаганда общей теории ритмологии, которая предполагает разъяснение её принципов для лучшего понимания общей логики научного исследования, и разработка единого методологического подхода  в практической  деятельности;

во-вторых, разработка концепции ритмологии для выявления её новых  следствий, которые могут быть применимы к решению проблем практической ритмологии;

в-третьих, компаративистика, то есть сравнение данной концепции с  другими концепциями, исследующими социальное развитие;

в-четвертых, анализ концепции ритмологии, вскрывающий как положительные, так и отрицательные стороны этой  концепции  с точки зрения  других концепций теории развития;

в-пятых, создание центракоординации исследований для проведения научных симпозиумов и конференций по данной тематике, издания научных статей и монографий;

в-шестых, методическое обеспечение практической  реализации ритмологии, подготовка учебных программ, курсов, семинаров по данной тематике;

в-седьмых, организация учёбы по подготовке и переподготовке преподавательских кадров.

         Подведём  итоги процесса формирования и становления ритмологии:

Во-первых,в период античности, во время расцвета различных форм деятельности и распространения идей выдающихся мыслителей, желающих познать действительность, большое внимание уделялось категории развития, движения и чередования в деятельности человека и природы в процессе  достижения конкретного успеха. В методологическом плане значимость античной мысли заключалась в определении понятий первоначала, предела и сущности развития. Квинтэссенция этой мысли сформирована в триединстве пространственной сущности мира, выраженной в категориях развития «верх-середина-низ» как универсального пути развития разнообразных природных объектов. Происходит процесс выделения высших свойств, понятий и категорий, которые являются одновременно и вершиной философской мысли, и  характеристикой процесса движения в форме ритма.Обозначаются единичные категории (исходные состояния), с которых начинается путь любого развития.  Совершенствуется система понятий, связанных с категорией гармонии, понимаемой как взаимодействие между частями и целым, осмысливается   пифагорийская категория «единого» как космическая единица, намечается понимание  чередования  ритмов как частей объективного мирав формеводы, апейрона,  единицы.  Рассматривается понятие цикл как чередование ритмов в  единстве определённой сущности или сферы, символизирующей полную картину развития. Анализируются материальные элементы научных субстанций: вода, воздух, огонь, земля, число, «корни вещей», атом. Обобщающим фактором деятельности мыслителей данного времени является формирование  категориально-понятийного аппарата   ритмологии.

Во-вторых, рассматривается особая роль ритма и ритмики в ходе ритмологического процесса как  особого состояния в развитии природы и человека, как внутренней гармонии, определённой чувством меры, в пределах которой взаимосвязаны элементы развития. Вводится понятие определённости природного материального объекта, отражается и фиксируется его отличие от других, рассматривается его специфичность.

Каждый ритм отличается от других в разных отношениях именно качественной определённости, но нужно учитывать, что у объекта есть и другие определённости: количественная, пространственная и временная и др. В данном случае подчёркивается линейная определённость какого-либо объекта, его положение относительно другого объекта и его положение в длительном процессе движения – в ритмике.

Качественная определённость ритма конкретизируется с помощью понятия границы, фиксирующей отличие и взаимосвязь объектов по отношению друг к другу. Если бы у объектов не было бы границ, то они были бы неотличимы друг от друга. Наличие границы предполагает конечность объекта. С точки зрения методологии исследования ритмологического движения это означает, что, достигнув заданного предела в развитии, получив новые свойства, объект в форме ритма неизбежно начинает новый виток ритморазвития.

В третьих, для методологического понимания сущности ритмологии важно, что всякое конечное имеет внутреннее и внешнее основание для перехода в другое состояние, для выхода за границу. С понятием границы связан принцип справедливости. Так как понятие первоосновы неизбежно предполагает удвоение, порождение противоположностей, то гармония приобретает значение взаимосвязи этих противоположностей в едином целом через взаимодействие: тёплое и холодное, справедливость и несправедливость, разряжение и сгущение, филия и нейкос, вихревое движение атомов.

В-четвёртых, динамика движения как ритмочередование, как путь к   совершенствованию выводится из анализа борьбы противоположностей.

Дальнейшее изучение ритмологии как науки позволит определить её понятийный аппарат, описать весь спектр объектов, предметов и методов исследования, что является важнейшими задачами современной научной мысли данного направления.

ЛИТЕРАТУРА:

Источник:   Акмеология 2018. Методологические и методические проблемы. Выпуск тридцать первый / Под ред Н.В.Кузьминой, Е.Н.Жариновой/ - СПб.: Изд-во НУ «Центр  стратегических исследований», 2018.-136 с. 

 УДК 371.128.1.   А40.   ISBN978-5-98944-077-6. ББК 74+88.