Миронов Д.А. Современный русский космизм: вчера и сегодня
ББК 87 К71 ISBN 978-5-7310-4229-1
Миронов Данила Андреевич
/Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова/
СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ КОСМИЗМ: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ
В статье дается краткая характеристика философско-культурологических взглядов Евдокии Дмитриевны Лучезарновой (Марченко) в контексте содержания русского космизма. Косвенно ставится проблема принципов русского органицизма и космизма в современном исследовательском контексте.
Ключевые слова: русский космизм, российский органицизм, время, антропный принцип, сознание, мозг, субъективный и объективный факторы.
Мы давно привыкли говорить о русском космизме в интонациях прошлых побед. Но нити философских рассуждений, завещанные нам русскими космистами, длятся и ныне. Так, отрадно представить современного русского космиста — Евдокию Дмитриевну Лучезарнову (Марченко) (далее ЕДЛМ), которая выставила на суд читателя свою новую книгу «Размышления и афоризмы», по тематике осмысляющую узловые аспекты данного направления современной русской философской мысли. Книга собрана из разрозненных суждений и высказываний в вольной литературной форме. Ненавязчивые мысли, произнесенные словно бы за чашечкой чая в дружеском разговоре, тем не менее, не оставят равнодушным никого, кто хоть раз задумывался над сложнейшими вопросами смысла жизни человека на земле и его месте в структуре мироздания. Для вновь посвященного в дискурс русского космизма, возможно, на сегодняшний день, лучшей книги и не найти, если рассматривать её именно как введение в тему. Для специалиста-философа книга будет интересна в аспекте моментов привнесения новизны содержания в достаточно солидный корпус уже известных текстов.
В последние несколько десятилетий в России, в период глубочайших социально-исторических потрясений для страны, тема русского космизма успела неожиданно приобрести широкий резонанс среди исследователей на рубеже только что ушедшего века, но потом была несколько оттеснена из тренда дискурсивных стратегий современной российской мысли. Причин к тому нам видится несколько. В связи с образованием нового государства, в момент распада СССР, тема русского космизма открылась на волне появления ранее запрещенных книг: как отечественных, так и зарубежных. Доступность неизвестных источников породила череду исследований, преследовавших цели открыть широкой аудитории информацию о данном философском направлении, которое оказалось намного шире, чем ранее предполагалось. Выяснилось, что тема русского космизма представлена не только в трудах русских ученых, но пронизывает и русскую литературу, образуя своеобразную подводную линию, которая ещё ждет своего исследователя. Перечислим только несколько хорошо знакомых имен, которые перенимают своеобразную эстафету идей русского космизма друг у друга (В. Одоевский, А. Сухово-Кобылин, Ф. Тютчев, М. Пришвин, А. Платонов, И. Ефремов, Б. и А. Стругацкие). Уникальность текстов обозначенных авторов свидетельствует о том, что они были достаточно осведомлены в области русского космизма и осмыслили в художественной форме многие вопросы. Однако сегодня ажиотаж вокруг русского космизма несколько исчерпан в связи с тем, что бурные горизонтальные потоки информации захлестнули и перекрыли потоки вертикальные: качество информации уступило место многочисленным интерпретациям в популистской манере. Данный процесс вполне закономерен, но, очевидно, он носит временный характер: однажды мы проснемся от острого чувства голода по подлинной и достоверной информации — и тогда идеи русского космизма захватят нас с удвоенной силой.
Очень приятно держать в руках книгу Е. Д. Лучезарновой, на обложке которой смело написано — современный русский космизм. Это значит, что тема вовсе не исчерпана, но продолжается, а значит, прерванная нить, подхвачена новым поколением людей, населяющих огромную землю с «названьем кратким Русь», которая обладает гигантским интеллектуальным потенциалом, накопленным веками нашими предками, таки не прерывается.
Русский космизм исторически представлен несколькими течениями, которые с разных сторон и различными средствами подходят к рассмотрению осевых тем данного дискурса. Стоит напомнить основные вехи. Начало положено развернутым религиозно-философским проектом Н. Ф. Федорова, предлагавшему человечеству перспективу всеобщего братства, которое означает необходимость создания в будущем технологии буквального воскресения мертвых предков из оставшихся в земле атомов, дабы восстановить торжество и справедливость жизни. Со своеобразным религиозно-эзотерическим учением выступил Н. К. Рерих, творившим не только в литературном жанре, но и в живописи. Естественнонаучный блок русских космистов сыграл в рождении советской космонавтики решающую роль (К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский). Беспрецендентный проект о влиянии солнца на живую материю на земле выдвинул А. Л. Чижевский. Эта линия была продолжена далее в XX веке как мысль о ноосфере в трудах современных ученых-философах (Г. И. Шипов, В. П. Казначеев, А. Н. Дмитриев, Н. Н. Моисеев). Наряду с утвердившимися материалистическими тенденциями в науке, в культуре никогда не утрачивалось космическое ощущение в структуре мировоззрения русских литераторов. Размышления о космосе русских писателей составили значительный вклад в формировании мировоззренческой составляющей русского космизма среди широкой аудитории страны. Основные идеи русского космизма могут быть выражены в нескольких осевых направлениях мысли. Магистральная мысль — о космосе как о живом организме, который как вечен, так и бесконечен, способен к самоорганизации и всеобщей целостности всего во вселенной, представляет собой единство и взаимозаменяемость материи и энергии. Его можно изучать с разных сторон, но мысль о всеобщности и единстве будет венчать любую интерпретацию рассуждений о космосе. Среди ответвлений, частных и практических идей, следует отметить мысль о ноосфере — сфере разума. Освоение космоса и близлежащих планет связывается с непосредственным будущем человечества. Смена парадигмы при воззрении на живое и жизнь, с превалирующей тенденцией органицизма и холизма вместо механицизма. Вместе с очевидными успехами на поприще практической реализации мыслей русского космизма остаются и не проясненные вопросы, в частности время и пространство, соотношение души и тела, возможности разума в отношении косной материи и другие.
Надо сказать, что идейный проект русского космизма настолько огромен и богат содержанием, что его смело можно отнести к национальному достоянию России, поскольку нигде в мире настолько развернуто и насыщенно он так не представлен, кроме как в нашей стране. Родина русского космизма — Россия. Поэтому достаточно трудно выделить главные темы вне контекста рассмотрения персональной мысли того или иного ученого. К самым общим можно отнести антропологическую составляющую — направленность на осмысление человека не в социально-экономическом, политическом, историческом и иных аспектах, характерных для западной мысли, но рассмотрение человека в контексте безграничного космоса. Главной интенцией русских космистов является необходимость духовной широты восприятия вне формальных ограничений рамками конкретных наук. Западная же наука больше тяготеет к рационализму и методологии, тогда как русские мыслители — к поэзису. Даже антропология на Западе родилась как философская дисциплина, отмежевавшись в сторону от междисциплинарного дискурса на стыке естественных и гуманитарных наук (М. Шелер, Х. Плесснер, Ж. Лакруа).
Особенностью русского космизма является глубокая эмоциональная составляющая в осмыслении — идеи русского космизма нельзя рассматривать в отрыве от личности, которая эти мысли представляет. Не столько рационально-рассудочная составляющая исследователя, опирающегося на факты, выходит на первое место, сколько духовное, душевное и эмоциональное переживание космоса как факта личной встречи с непознанным — главная ценность исследования русских космистов в копилку общечеловеческой культуры. Русский космизм не объективистская наука о понятиях и фактах, не математическая сумма идей, но наука, в которой важен фактор субъекта и его интуиций. Только к XX веку западной мысли станет ясно, что система наблюдения за космосом в науке зависит от наблюдателя, будут введены и принцип наблюдателя, и антропный принцип, значительно скорректирована методология исследования в науке. Русская наука всегда в большей степени, чем западная, утверждала стратегию персонализма в подходах изучения природы и космоса.
Поэтому читать тексты по русскому космизму следует в определенной оптике. И чувства, и рассудок, и разум — получат необходимую информационную пищу для насыщения вопрошающей сущности человека. Не стоит ловить авторов на противоречии и упрекать в излишних воображении и фантазии, напротив, стоит отдаться текстам и отказаться от стереотипов и заданных рамок восприятия. Русский космизм — это стихия свободы, позволяющая человеку почувствовать живую связь с космосом, которую современный житель крупных мегаполисов стремительно утрачивает. Даже если большинство вопросов покажутся читателю утопией, то стоит напомнить ему, что утопия в переводе с греческого есть то, чему пока нет места в имеющихся реалиях, но кто сможет с уверенностью сказать, что завтра она не окажется явью?
В русском космизме соединились многочисленные идеи, мысли и принципы, которые накопились в истории человечества на протяжении последних 2500 лет. Русский космизм выступил как интегральный философский проект, дерзающий объединить разрозненные представления о космосе в единую программу его освоения человеком как теоретически, так и практически. Русский органицизм, представленный такими учеными как Д. М. Велланский М. Г. Павлов, А. И. Галич, явился предтечей русского космизма, однако он в большей мере тяготеет к материализму и позитивизму. Русский космизм обладает, в сравнением с органицизмом, большей степенью свободы и абстрагирования. Органицизм и космизм взаимно исторически переплетены и не всегда их можно отделить друг от друга, исторически они строятся на одних принципах. Общей для обоих направлений программой является преодоление различия и разобщенности субъекта и объекта.
При всем прагматизме естественнонаучной линии русского космизма (изобретение летательных аппаратов, программы космических исследований), в нём всегда остается некая тайна и принципиальная непознаваемость всего космоса в целом из-за ограниченности органов познания человека. Но при этом действует оптимизм и надежда на возможное решение проблем с помощью изобретения технических устройств, которые позволят усовершенствовать природу человека внешними средствами, не вторгаясь в интимное ядро его природы. Сегодня одним из популярных трендов в науке является агрессивное расчеловечивание человеческой природы (генетические опыты клонирования над животными, расшифровка генома человека, трансплантация органов и т. д.), что создает серьезную проблему потери идентичности человеком своей собственной природы (идеи создания биороботов и киборгов). Русский космизм, напротив, призывает человека развивать собственную природу до той степени естественного и гармоничного максимума, чтобы открыть для себя новые горизонты познания, которые потом смогут быть реализованы и на техническом уровне. Техника, в свою очередь, в умных руках человека смогла бы усилить и очеловечить то потаенное и космическое в человеке, что будет способствовать максимально полному раскрытию человеческого потенциала не только на земле, но уже и в космосе, с неизменной надеждой на встречу с иными видами разума.
«Когда у людей что-то не ладится в обычной жизни, они начинают обращаться к звёздам». [1, с. 20]. — этот афоризм можно выделить как эпиграф к книге ЕДЛМ. И, действительно, условно можно представить себе жизнь человека на Земле в двух фазах: на первой — он трудится в поисках благоустройства и создания дальнейших условий для своего проживания; на второй — у него есть время, достаток, досуг, которые тратятся им на постижение себя и мира. Именно в этот момент взор его устремляется в небо, обнаруживая в себе удивительную способность для восприятия космоса. «Как я представляю, когда приходит разум, у него есть определённая голограмма. В процессе жизни она вся раскрывается и затем, когда мы уходим, то берём эту голограмму с собой» [1. с. 41]. Каждый приходит в мир с определенными способностями, которые предстоит развить, чтобы стать в олимпийском смысле — лучше, выше, сильнее. Каждому человеку однажды приходится поверить в необходимость существования Бога, бессмертия души и свободы — ведь мир и космос так красив и великолепен! С самых юных лет человечества, житель планеты Земля не смиряется с видимой конечностью жизни, а продолжает мечтать, мыслить, фантазировать относительно своего бессмертия в космосе. Мысль о космосе всегда сопряжена с размышлениями о последующей жизни вне Земли. Осознание себя через космос есть своеобразный инициатический акт: «пока человек себя не осознал, он не родился... осознание — есть рождение» [1. с. 49]. Жизнь — это вещь-в себе — она ускользает в определении, её трудно определить в каком-то одном предикате, она не объективируется нашим сознанием законченной схемой, «человек фиксирует не саму жизнь, а своё отношение к жизни» [1. с. 52].
Главным органом и носителем сознания является мозг: «главная ценность человека — головной мозг» [1. с. 54], и он, по мнению автора, «есть самая незагущённая материя, которая существует внутри человеческого тела» [1. с. 61]. Загущение и разряжение материи происходит благодаря способности мозга работать со временем и осваивать информацию. Словно бы речь шла об электричестве: «через мозг можно пропустить время» [1. с. 53], и «каждый мозг есть пустота... внутри пустоты проникают сгустки времени» [1. с. 204]. Внутри мозга формируется разум, который является своеобразным пультом управления: «разум не круглый, он похож на кубик, в котором течёт время» [1. с. 63]. Разум как суперкомпьютер анализирует, синтезирует и принимает решения. Два базовых потока — информационный и энергийный — составляют главную содержательную часть, с которой работает мозг и разум. При этом «мозг и разум обязаны быть пустотой» [1. с. 75], чистой формой для того, чтобы содержание смогло осуществиться. Соответственно можно и нужно разработать методики своеобразного обнуления замусоренных частей сознания и разума, которые бы позволили бы привести этот инструмент в искомой чистоте. «Мозг нуждается в информации, получаемой через понятия. Сердце нуждается в энергиях, получаемых через чувства» [1. с. 220].
Всего ЕДЛМ насчитывает 6 видов разума: три сердечный и три мозговых. «Когда мысль подходит к существу, она может пройти через его сердце или через его мозг. Если проходит через мозг, человек ощущает наполнение. Если проходит через сердце, человек ощущает опустошение» [1. с. 221]. Диалектика работы сердца и мозга иллюстрируется следующим высказыванием: «мозг: быстро, ещё быстрее, спеши к цели, выходи наружу. Сердце: медленно, ещё медленнее, замри от счастья, возьми вовнутрь» [1. с. 233].
Стержнем метафизики ЕДЛМ является представление о времени. Время понимается как субстанция, независимая от нашего сознания, с которой человек может вступить во взаимодействие, освоив разработанный ею метод 7R0. «Время — это форма существования материи в вечности и бесконечности» [1. с. 165] и даже «звёзды светят временем» [1. с. 187]. «Человек есть место встречи духа и материи» [1. с. 68], энергии и информации. Уникальность человека среди других представителей живого мира на Земле является его открытость космосу и возможность вступать во взаимодействие с ним. Одной из таких возможностей является более глубокое осмысление сущности языка. Работа с языком позволяет иначе переструктурировать представление о времени. Возможно ли работать со временем? Возможно. Время может стать активным инструментом познания, самопознания и практики. «Время есть энергия события. Пространство есть информация события» [1. с. 239]. Энергия и информация два коррелята единого физического пространственно–временного континуума. Причем время и пространство взаимосвязаны своеобразным образом: «время всегда может стать пространством, а пространство временем не будет никогда» [1. с. 237]. Время есть интегральное энерго-информационное понятие. Проблема овладения временем давно волнует умы космистов, свой оригинальный вариант решения проблемы времени предлагает ЕДЛМ.
Ритмология — становящаяся на наших глазах новая дисциплина, которую трудно четко отнести к той или иной отдельной науке, психологическому методу, философско-культурологической доктрине или религиозному направлению мысли. Точнее будет охарактеризовать её как особое междисциплинарное направление изучения ритмов человека, методика самопознания, практика освоения собственным ресурсом времени, мировоззренческая установка на активное и практическое овладение временем. Понимание идей ЕДЛМ должно проистекать из внимательного чтения её текстов, так называемых автором «живых книг», которые имплицитно несут в себе ритмы. От читателя-исследователя требуется настрой и концентрация внимания, чтобы собрать себя как определенный спектр ритмов и излучений. Наблюдая за собой в повседневной жизни, параллельно начитывая ритмы, которые представлены в форме поэтических произведений (книги серии «Звёздные ритмы времени»), постепенно человек начинает замечать изменения в своем отношении к инстанции времени в сознании: он учится уплотнять и разуплотнять время посредством языка. Автор метода убеждена в том, что «русский язык — это огненный язык, это язык ноосферы» [1. с. 73] и работа с русским языком через поэзис открывает новые горизонты самопознания, нежели традиционное эстетическое восприятие.
Большинство текстов-ритмов автора носят выраженный поэтический характер и доступны буквально каждому человеку, овладевшему русским языком в пределах школьной программы. Беда современного человека в том, что он пользуется языком формально, как совокупностью штампов, теряя глубинное содержательное измерение. которое способно его духовную сущность. Зачастую означающее теряет первоначальную связь с означаемым и существует на правах копии без оригинала (симулякра), что не позволяет человеку через язык прикоснуться к подлинным явлениям реальности. Разорванные связи с природным миром и космосом замыкают человека в собственном несовершенстве, блокируя дальнейшее духовное развитие, язык «замусоривается» и превращается в своеобразную болезнь цивилизации, представляя из себя искусственное и уродливое образование: бесплодный бунт означающих без означаемого. Однако с помощью несложных методик автор предлагает обнулить исходный трафарет языка, очистить сознание и от стандартных стереотипов, чтобы открыть для себя ритмы как язык подлинности, который позволит увидеть пути дальнейшего личного совершенствования.
Для того чтобы начать осваивать космос, совсем необязательно лететь на Марс или бомбить летающие тарелки, достаточно попытаться нащупать действенный язык, скорректировать собственное сознание, чтобы услышать однажды «музыку сфер». «Человеку пора пойти туда, где он себя ещё не знает, и наслаждаться собой по-настоящему, наслаждаться своей человечностью» [1. с. 197]. И если он по-настоящему этого хочет, сегодня для него предлагается одна из таких возможностей.
Евдокия Дмитриевна Лучезарнова может быть отнесена к представителям современного русского космизма, поскольку темы, затронутые её книгах, как формально, так и содержательно вытекают из основных принципов русского органицизма и космизма. Понимание единства космического и органического произошло и на Западе в начале XX века. Так Л. Ж. Гендерсон писал в своей книге «Среда жизни»: «общий процесс развития, как космический, так и органический представляют единство... вселенная биоцентрична в своём существе» [2. с. 191]. Субстанциональный подход находит поддержку у современных специалистов по русскому космизму: «не важно, что мы имеем в виду под субстанцией: природу, порождающую в своем саморазвитии человека, (материализм) или мировой разум, или Бога (идеализм)» [3. с. 259]. ЕДЛМ предлагает положить в основу концепт времени и разрабатывает методики его освоения как теоретически, так и через практику (метод 7R0). Именно субстанция времени пронизывает всё живое и является универсальной (принцип целостности и всеобщности жизни). Человек (сознание и мозг) есть активно-деятельностный субъект, который, овладев временем, способен гармонизировать свои отношения с окружающей средой (принцип гармонии).
Список литературы
- Лучезарнова Е.Д. Размышления и афоризмы // Авторский центр «РАДАТС». – М.: Академический проект, 2016. – 256 с.
- Гендерсон Л.Ж. Среда жизни. – М.-Л.: Госиздат, 1924.
- Маслобоева О.Д. Российский органицизм и космизм XIX-XX вв.: эволюция и актуальность. Часть I-III. Монография. – М.: АПК и ППРО, 2007. – 296 с.