Пожарский С.Д. Становление ритмологии как науки в эпоху античности

Загрузка ...

 НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СОВРЕМЕННАЯ НАУКА» (СЕРИЯ «ПОЗНАНИЕ») №10 (2018) ISSN 2500-3682 (ВАК — 09.00.00, 19.00.00, 24.00.00)

 ПОЖАРСКИЙ С.Д.

к.пс.н.,профессор Смольного института РАО

СТАНОВЛЕНИЕ РИТМОЛОГИИ КАК НАУКИ В ЭПОХУ АНТИЧНОСТИ

Аннотация. В статье описываются предпосылки формирования ритмологического направления научного знания с точки зрения историко-философского подхода. Раскрываются онтологические, гносеологические и аксиологические предпосылки первоосновы ритмологии. Ритм, как взаиморасположение частей космоса. Ритморазвитие в космогенезе.  Рассматриваются проблемы практического применения теории ритмологии в достижении  гармонии человеческих взаимоотношений.

 Ключевые слова: ритм, ритмология, ритмика, время, движение, протяженность, соразмерность, чередование, перводвижение, гармоничность, ритмопроцесс.

Современное научное пространство проникнуто размышлениями о человеке и его месте в мире. Существует большое разнообразие подходов к познавательной деятельности человека, остановимся на одном из направлений — ритмологии, которая фокусирует внимание на рассмотрении развития в движении и изменении. Актуальность данного направления научного знания обусловлена активным поиском в последние три десятилетия методов, концепций, изменяющих мышление человека и расширяющих его сознание. Появляются исследования, направленные на поиск устройства формы предметов и явлений материального мира в сознании человека.  «Речь идёт именно о смене мышления человечества»[1].

Так авторы коллективной монографии «Ритмология культуры: очерки» считают, что  ритмология – «…это если не отдельная дисциплина, то научное направление, изучающее условия ритмической организации систем жизнеобеспечения людей. Ритм  лежит в основе человекоразмерности в её психофизиологическом и социокультурном аспектах. С ритмологической точки зрения, человеческое существо – это  сложное взаимодействие множества внутренних и внешних пульсаций. Биение пульса,  дыхание, речь, движение человека в пространстве — всё это имеет ритмическую основу…»[2]. Происходит углублённое понимание обобщённого образа ритма как вида действительности, изменяющегося в процессе развития объективного мира. Объединяющей мыслью для книги стала идея ритма как базового организующего принципа человеческой жизни, его влияние на различные среды и индивидов. Поставлены вопросы о соразмерности ритмов, о проблемах несовпадения ритмов и трудностей, которые они вызывают, об исторической смене ритмических рисунков.

В произведениях Е.Д. Лучезарновой (Марченко) ритм связывается со временем, которое трактуется как субстанция, физическая величина.  Ритмы Е.Д. Лучезарновой – новая жанровая форма, особо организованный текст с взаимопроникающими друг в друга синтаксическими и смысловыми конструкциями, делающими текст объёмным и многосмысловым. С помощью ритмов автор описала весь этот мир, раскрыла особенности человека и планеты.

Ритмология  Е.Д. Лучезарновой  (Марченко) практична, через систему наблюдения, чтения знаков позволяет «фиксировать связи, которые невидимы обычным людям»[3]. Поддерживая и развивая теорию о нелинейности времени и его активности, Е.Д. Лучезарнова даёт ему следующее определение: «Время – форма, способ, субстанция существования разума»[4]. Ритмология как наука о времени, с точки зрения Е.Д. Лучезарновой,  исследует человека и его ритм. Научившись фиксировать время и познав законы, по которым оно существует, человек сможет смотреть на происходящее как бы со стороны, при этом все события жизни будут связываться в единую цепочку неслучайностей.

В задачи данного исследования входит рассмотрение предпосылок формирования ритмологии как науки в эпоху античности, рассмотрение основ ритмологического знания, основных понятий ритмологии – ритма и ритмики в трудах античных философов.

Жизнь человека протекает в структуре единого социального пространства и времени, этот процесс возможен благодаря  способности мышления и сознания, начиная с анимистическиих форм мышления и завершая современными рационально-практическими формами сознания, направленного на преобразование объективной действительности. Как отмечают исследователи, человек живёт в условиях проявления многообразия ритмов (биоритмы, социоритмы, трудовые ритмы и т.д.), это проявляется в практической деятельности, замечено, что один человек находится в ритме возбуждения, вдохновения, а другой – в ритме пассивности.

Фундаментальное понятие философии — бытие — характеризуется такими формами, как пространство, время,  движение и  системность.

Развитие как наука о законах  преобразования природы, общества, мышления даёт возможность управлять процессами преобразования,  изменять мир в соответствии с объективными законами и потребностями человеческой цивилизации. Развитие теоретического знания постоянно расширяет горизонты познавательного и практического освоения мира человеком и связано с формированием и структурированием конкретных  научных  систем  познания.

Человек  остаётся  живым существом,  вписанный в единый природный ритм  жизнедеятельности, он обладает громадной структурирующей силой и приводит в порядок свойства жизни. Вследствие этого при историческом анализе образа жизни ритмическое развитие у оседлых народов характеризовалось размеренностью и абстрактным понятием – протяжённостью. С одной стороны, оно характеризуется  общепонятийной категорией времени, а с другой стороны, предметом, носящим утилитарную функцию — часами, которые  фиксируют время и являются   материальным   предметом ритмической  характеристики бытия.

Без понимания философского осмысления времени и его инструмента фиксации движения (часы) не понять практического значения в чередовании ритма жизни. Поэтому не случайно часы  как элемент фиксации времени использовались с древнейших времен в Египте, Китае, Греции.

Ритм жизни способствует раскрытию физических и психологических  сторон жизни человека и упорядочиванию элементов живой и неживой природы.

Понятие ритма и ритмологии.Положение об изначальной ритмичности объективной реальности пронизывает всё философское и религиозное мировоззрение.  В древнеиндийской философии бог Брахма  на основе перворитма  творит и разрушает время  и существующий в нём мир. В греческой мифологии Киклопы, помощники кузнеца Гефеста, чередой ударов молотов по наковальне отбивают ритм строительства мироздания. Пифагорейцы ритмичность космоса  нашли в идеях числа и меры (единицы).

В древние времена человек заметил, что вся природа подчиняется определённым ритмам: сменяются времена года, день сменяется ночью, расцветает и погибает растительный мир, жизнь замещается смертью — всё это происходит  с определённой повторяемостью. Опыт мировой истории подтверждает эту тенденцию сменой и развитием цивилизаций. Исторические тенденции  развития  этого понятия восходят  к этапам развития греческой и латинской культуры. Ритм в древнегреческом языке определяется как «образ», «вид», «фигура», «соразмерность»[5].

Очень важная  характеристика ритма дана в понимании соразмерности как динамической основы движения. Отметим, что в соответствии с интервалом чередования явлений и нового значения движения происходит новое понимание движения как изменения в процессе ритмики.

В практической ритмологии исследование закономерностей чередования  элементов мира, видоизменение форм ритма имеет актуальное значение, когда ритм жизни человека ограничен возрастным пределом, а в процессе развития необходимо осуществить многообразие этапов этого движения.

Этапы становления категории  ритма подчёркивают онтологический принцип развития бытия, что наблюдалось в первоначальном понимании пифагорейцами слова «ритм» в значении «число – (единица)», сущность бытия. Они дополнили характеристику ритма понятием «мера» как  взаиморасположение частей космоса, как проявление закономерных процессов взаимоотношений элементов окружающего мира в процессе чередования.

Данная проблема становится актуальной в свете развития мировой науки,  анализирующей процесс развития с созидательной точки зрения, когда для понимания преобразования мира необходима уже не констатация магии ритма, а знание закономерностей чередования не только отдельных процессов, а всего земного и космического пространства.

Так, ведущий американский социолог Льюис Мамфорд считает, что «…именно в Древнем Египте  реализовалась определённая магия ритма».  Он отмечал, что «уникальным феноменом египетской культуры можно считать концентрацию рабочей силы и создание основ организаций, которые сделали возможным выполнение работ невиданных ранее масштабов. Всё это требовало огромной восприимчивости к ритму. Ведь гигантские инженерные задачи, осуществлённые 5000 лет назад, были невозможны без ритмического единообразия…»[6].

Современная наука разрабатывает новый концепт  понимания ритма и ритмологии в процессе переосмысления и углубления новых теоретических положений развития и его эмпирических категорий.

В исследованиях многих отечественных и зарубежных  авторов это связано с  одной из фундаментальных философских и научных  категорий – с категорией развитие как «…закономерное, направленное качественное изменение  материальных и идеальных объектов…»[7].

Предшествующие знания о ритмологии  позволяют получить ответы на два важных вопроса: (1) в чём состоит сущность этого понятия и (2) каким всеобщим свойством обладает эта категория и какие основания имеются для выделения этой категории и её последующего изучения.

Данный процесс характеризуется как многообразием взглядов на эти понятия современных авторов, так и историческим подходом к исследованиям, начиная с античных времён и до современности, что способствует систематизации и научной обусловленности актуальной проблемы жизнедеятельности как отдельного человека, так и  развития всего человечества.

Ритм оказывает особое воздействие на поведение человека, на раскрытие его творческих способностей.

Отметим общие свойства ритма: 1) природные и социальные ритмы характеризуются бинарной  сущностью своего содержания; 2) характерная особенность ритма заключается в волнообразном чередовании составных частей ритма, эта особенность подчёркивает динамический характер ритмосодержания.

Предпосылки формирования ритмологии.Представление о развитии, движении и ритмологии как способе его реализации формировалось параллельно с осмыслением окружающего человека мира природы. Первый этап античности традиционно связывается с именами натурфилософов, а также некоторых софистов.                 

Фалес Милетский.В представлениях этого философа первоначало мироздания создало предпосылки для философского, а затем и научного осмысления понятия ритмология. Обратим внимание на два фактора.

Во-первых, сама постановка проблемы развития содержит в потенциале проблему ритмологии как системы функционирования, прерывистости движения,  от исхода до конца, определённого движения бытия. Одновременно с этим, первоначало или перводвижение связывается с одним из современных значений  ритма как фундамента или исходного пункта развития. Первый этап осмысления мира относился к анализу природы к её конкретным свойствам. Основой мироздания является вода как некий подвижный, изменчивый, текучий «фюзис» и это отразилось в мировосприятии движения как текучести.

Образ воды содержит в себе противоположности изменчивого и постоянного. При анализе процесса развития появляется важная характеристика движения — фазовый переход как прерывность однообразного состояния, что характеризует развитие с различной временной определённостью. Вода, помимо перечисленных свойств, обладает ещё одним, а именно волновым характером движения. Волна, которая имеет в своей амплитуде максимум (вершину) и минимум (впадину), непосредственным образом относится к понятию ритм, которое последовательно раскрывает происходящее с точки зрения размеренного протекания чего-либо. Будучи свойством размеренного чередования движения, волнообразность в той или иной мере должна быть присуща любому объекту. Само возникновение и растворение индивидуальной вещи в амплитуде (интервале) представляет собой в абстракции волну. Такое рассмотрение показывает, каким образом проявление свойства первоначала (ритма) в начальном  состоянии и завершающей стадии, и выделение общих свойств является основанием для более глубокого проникновения в сущность исследуемых феноменов.

Следующее свойство развития – это (в  понимании античных философов) текучесть, т.е. постоянная подвижность. Этот признак  рассматривается как  закономерное чередование  свойств рассматриваемого объекта  в форме ритмов.

Составные части ритма (начало и окончание движения) – это состояния конкретных форм порождения первоначала, или, как можно сказать на современном языке, индивидуализации вещей. Из некоторого бескачественного, неопределённого, первородного состояния идёт образование разнообразных объектов. В самом ритме различия слиты и находятся лишь в потенциальном виде. Их различие начинается с момента оформления вещей. Вот почему античные философы наделяли ритм свойствами формообразования. В результате, окончание движения – это высший предел существования конкретной формы, которую принимает первоначало, а начало – база, фундамент  состояния движения.

У Фалеса присутствие в понятии ритмология определения «конкретная форма» существенно, т.к. безотносительно неё невозможно говорить о ритмологии  в силу качественной неопределённости воды как первоначала. Первоначало наделено свойствами текучести, способности принимать различные формы, разумностью, а также волнообразным характером движения. Всё это даёт основание для того, чтобы характеризовать  категорию ритм как существенную стадию в  фундаментальной философской категории – движение.

Анаксимандр, рассматривая проблему конечного и бесконечного, пришёл к заключению, что первоначало должно быть бесконечным и неопределённым, ему он даёт название апейрон (απειρον — греч. «беспредельное»). Здесь основное внимание уделяется не констатации перечисленных свойств сущности бытия в форме апейрона как элемента, количественной и качественной определённости, этим в течение тысячелетий занимается философия, апейрон рассматривается как форма материального мира, как элемент ритма. На первом этапе изменения апейрон порождает противоположности, здесь начинается процесс развития нового и происходит развитие в форме ритмологического скачка,  когда  осуществляется переход влажного в сухое, тёплого в холодное.

Это теоретическое положение Анаксимандра имело далеко идущие последствия. Комбинация этих качеств даёт понимание развития различных элементов: земли, воды, воздуха и огня. Так, из тёплого и холодного возникла огненная оболочка, покрывающая мир (гео). Важно, что для сохранения целостности мира элементы не должны нарушать своих границ.

По Анаксимандру, развитие мира циклическое и определяется установлением и нарушением справедливости. Он возводит этический принцип справедливости в разряд природных законов, которые должны неукоснительно соблюдаться, чтобы поддерживалась устойчивость мироздания.

Беспредельность – первое и самое существенное свойство первоначала в концепции Анаксимандра. Он рассматривает два противоположных состояния ритма, или, в абстракции – точки, каждая из которых граничит с областью неопределённого и охватывающего все свойства  апейрона. Через них возможен возврат вещи в состояние первоначала, но уже с новыми свойствами. Если действительно исходное состояние есть некое начальное установление границ, то ритм как её состояние в процессе чередования является переходным звеном в цепи преобразования и изменения субъекта, в котором достигается максимум индивидуального существования вещи в конкретной форме.

Таким образом, ритм — это форма максимального по времени существования вещи в выделенном из апейрона состоянии, выражаемое в ненарушении установленных с другими вещами границ.

Рассмотрение онтологических предпосылок развития в концепции Анаксимандра позволяет отметить следующее: категория ритма непосредственным образом связана с категорией предела, границы – это верхняя и нижняя грани, которые предустановлены апейроном для вещи, и в которых она должна существовать. К самому апейрону эти понятия неприменимы, в нём все противоположности тождественны. В результате, ритм – это предел существования конкретной формы движения, которую принимает первоначало, где достигается временная гармония противоположно направленных.

В силу непрерывности апейрона, границы  изменения ритма при чередовании оказываются условными, перетекаемыми из одного в другое.  Ритм, как и в обсуждаемой ранее концепции Фалеса, сохраняет своё значение как стадии в движении первоначала. В гносеологическом плане существенно, что:

— в основании всех явлений лежит беспредельное, производящее их благодаря установлению и разрушению границ;

— в познании сущности ритма есть предел вследствие ограниченности возможностей человека;

— главное в  познании – это выяснение границ существования каждой вещи.

В аксиологическом плане высшей ценностью является следование справедливости и соблюдение границ. В этом смысле мудрость человека есть жизнь в гармонии с собой и окружающим и возврат тем самым долга породившей причине (природе).

Пифагор. Опираясь на теорию первоначала  природы,  Пифагор и его последователи считали число, а более конкретно, единицу выражением единого. В этом смысле пифагорейцы, как отмечает А.Н. Чанышев, дополнили «апейрон Анаксимандра как «беспредел» пределом (дуализм), поняв последний как геометризированное число»[8].

Пифагорейцы рассматривали категорию предела и беспредела как онтологическую сущность развития, как свойство, присущее всей совокупности материи, в которой движение как форма изменения сущности проявлялась как ритмическое чередование различных сфер бытия.

У Пифагора конкретное выражение категории предела находится в геометрии. В пифагореизме это не просто человеческая практика, это выражение процесса ритморазвития в космогенезе. На эту характерную особенность понимания ритма в космосе обращают внимание многие исследователи, так, например,  известный французский философ и математик Роже Каратини, один из соавторов авторитетнейшей иллюстрированной  французской энциклопедии Борда, обращает внимание, что «… Пифагор был первым, кто сделал арифметику и геометрию науками в подлинном смысле этого слова, освободив их от служения только делу купцов и землемеров. Пифагор преобразовал геометрию, рассматривая её принципы чисто абстрактным образом и исследуя теоремы с интеллектуальной точки зрения…»[9].

В учении пифагорейцев были выделены десять пар противоположностей, которые можно рассматривать как формы выражения ритмов: 1. предел и беспредельное; 2. нечёт и чёт; 3. единое и многое; 4.  правое и левое; 5. мужское и женское; 6. покоящееся и движущееся; 7. прямое и кривое; 8. свет и тьма; 9. хорошее и дурное; 10. квадратное и продолговатое.

Гармония, наряду с пределом и беспредельным, числом также относится к центральным понятиям пифагореизма. В его развитой форме у Филолая находим, что «… эти два начала [перас и апейрон] связываются посредством гармонии <…> Гармония есть соединение разнородного и согласие несогласного… »[10] дисгармония – господство одной над другой: то, что обладает гармоничностью, является прекрасным и наоборот, если что-то прекрасно, то оно гармонично. Таким образом, прекрасное – это признак, по которому возможно узнать гармонию. Но что же представляет собой гармония? «…Гармоничность – особое свойство, выражающее примирение противоположностей…»[11]. Достичь гармонии означает стать целостным, т.е. единым, подобным Единому (Богу).

Человек  подчиняется законам чисел, их отношений и гармонии. Числовые законы, как считали пифагорейцы, умопостигаемы, следовательно, мир познаваем, но лишь настолько, насколько он определён. Основа познания заключается в осознании, что «…первичным является природа чисел и пропорций<…>, пронизывающая всё, в соответствии с которой всё гармонично соединено и подобающим образом украшено. И мудрость поистине есть знание прекрасного, первичного, божественного и чистого, всегда неизменного и действующего так, что всё прочее, причастное ему, также может быть названо прекрасным…»[12]. С познания основы всех вещей начинается путь к совершенству. Другой вопрос, что познанию мешают чувства как источники разнообразных впечатлений, затрудняющих видение упорядоченности и единства в явлениях действительности. Противостоять этому возможно через систему приёмов, или, как их называли пифагорейцы, очищений.

Ритм возможно определить через категорию гармонии. Это состояние наибольшей гармоничности в существовании вещи, выражаемое в балансе противоположностей.  Это состояние наибольшей дисгармонии, когда одно из начал максимально подавляет другое. В силу того, что в терминологии пифагорейцев «всем владеет число», соотношения противоположностей в состояниях могут быть выражены количественно.

В гносеологическом плане существенно, что познание сущности  ритма возможно в той степени, в котором действует предел, выраженный числом как принцип чередования; главное в познании  ритма – это выделение максимальных числовых значений в диапазоне устойчивого существования вещи. Количественные с оотношения в динамике состояний изменчивости есть главный критерий понимания их сущности.

В аксиологическом плане высшей ценностью является созерцание красоты космоса. В этом смысле мудрость человека есть познание законов мироздания, обуславливающих эту красоту и раскрытие красоты в себе.

Гераклит.Первоосновой мироздания у Гераклита является огонь, образ которого наиболее точно характеризует идею вечного движения или изменчивости. Весь мировой процесс выглядит у Гераклита как балансирование между двумя состояниями – максимального единства разнообразных вещей (воспламенение) и максимального различения разнообразных вещей (угасание огня). Эти два состояния, которые можно охарактеризовать как балансирование, названы Гераклитом «путь вверх-вниз».

Закон борьбы противоположностей – центральная идея в концепции Гераклита. Воспламенение и угасание — это две противоположно направленные тенденции в существовании первоначала, максимальная и минимальная степени выраженности его основного свойства, которые образуют суть противоречивости и принципа борьбы. В качестве иллюстрации у Теофраста содержится следующая позиция Гераклита: «… из противоположностей та, что ведёт к воспламенению, зовется Согласием, Миром …»[13], а в другую сторону – рознью. Дальнейшее развитие этих идей будет осуществлено Эмпедоклом при рассмотрении категорий Любовь и  (Раздор) в форме чередования ритмопроцесса.

У  любой вещи может быть бесконечное множество свойств. В этом  состоянииритм (как форма) оказывается состояниями пространственно-временной композиции (гармонической структуры) сущностных свойств объекта, характеризующихся определённой степенью их выраженности, вне этого состояния ритм (объект) будет уже другим, потому как изменится композиция (или структура) этих сущностных свойств и их значение.

Если начало и завершение обозначают форму ритма как некую композицию сущностных свойств вещей в их предельных выражениях, то первым шагом начала познания свойств ритма является выделение существенных свойств в вещи. Указанием на их существенность будет относительно устойчивая воспроизводимость, повторяемость в различных ситуациях.

Следующий шаг познания – это установление максимального и минимального значений этих свойств. Далее – соотнесение этих предельных значений с тем, что означает максимум автономного или слитного с первоначалом существования. Завершающим этапом будет выведение принципа связи различных свойств. Это возможно через сравнение состояний  ритмов  друг с другом.

Истинным достоверным суждением о сущности ритма будет установление закона, характеризующего принцип связи сущностных свойств объекта и их динамику. Процедура исследования – это многократные наблюдения и сравнительный  анализ.

Итак, высшее достижение  развития  человека – это слияние его души с мировым логосом.

Мера  ритма определяется природой объекта. Для живых объектов – это генетическая программа. Для человека это генетическая программа в единстве с социальной программой (идеал).

В воззрениях Гераклита обострена диалектика выбора. Если мы предпочитаем одно состояние, то мы удаляемся от противоположного ему. Принципиальный тезис, выявляемый у Гераклита – это то, что ритм есть разные степени проявления одного предельного свойства — совершенства.

Таким образом, ритмика есть активное, напряжённое состояние взаимодействия (борьбы) противоположно направленных сил. Т.к. ритм оказывается состоянием пространственно-временной композиции (гармонической структуры) сущностных свойств объекта, то он характеризует определённую степень  его выраженности.

В результате в онтологическом плане существенны следующие категории: путь вверх/путь вниз, мера, борьба/согласие, гармония.

В гносеологическом плане существенно, что ритм объективно существует и доступен чувственному восприятию; критерием истины является Логос, который выражается в едином видении объекта разными людьми; в качестве процедур познания предлагаются: постоянное уточнение выносимых суждений (рефлексия), сравнительный анализ объектов в их движении (или изменении) и противоположности (неподобности) друг другу.

В аксиологическом плане важно, что высшая ценность для человека – это следование мудрости, которая достигается через очищение души (огненного начала) от влажной природы тела, способного потушить эту искру мирового Логоса.

Именно состояние ритма предполагает одновременно максимальную степень выраженности следующих свойств: мудрость(предельное сознание), чистота (свобода от побуждений тела),лучезарность (глубокое понимание сути вещей), святость(осознание единства и высшего смысла вещей).

Эмпедокл предложил одну из первых теорий биологической эволюции. Для нас Эмпедокл интересен, прежде всего, как мудрец. Он рассматривал движение как чередование вещей, как познание сущности бытия. Движущими причинами у Эмпедокла выступают две противоположно направленные силы – Любовь и Ненависть, сущность которых в соединении и разделении. Различия между ними обусловлены разной пропорцией (количественным соотношением) между Любовью и Ненавистью.

Разница заключается в том, что Любовь соединяет разнокачественные элементы и разъединяет однокачественные, а Ненависть – соединяет однокачественные и разъединяет разнокачественные. Под действием сил элементы смешиваются друг с другом в определённом сочетании, и  проявляются глубинные характеристики понимания чередования ритма, как процесса движения, а впоследствии изменения сущности рассматриваемого объекта.

В развитии мира Любовь и Ненависть чередуются друг с другом. В этом чередовании существуют  четыре  состояния: полное господство Любви, переход от Любви к Ненависти, полное господство Ненависти, переход от Ненависти к Любви.

В состоянии господства Любви мир представляет собой высшее состояние, совершенную смесь, бескачественный Сфайрос, полное единство разнородных элементов. В состоянии господства Ненависти все элементы максимально отчуждены друг от друга. В промежутках между этими крайними состояниями под действием силы Любви возникают разнообразные вещи.

Следовательно, самой высшей или абсолютной  формой ритма будет  с одной стороны, тот самый бескачественный Сфайрос, совершенное смешение элементов, а с другой стороны это максимум в проявлении Раздора (Ненависти) и состояние отчуждённости элементов.

Движение ритма обусловлено разной пропорцией (количественным соотношением) между Любовью и Ненавистью.  В зоне  господства Ненависти, когда все элементы максимально отчуждены друг от друга, в образующихся индивидуальных вещах преобладает тенденция к соединению однородных, т.е. однокачественных корней (элементов): огонь-огонь, земля-земля и т.п.

В зоне  Любви в образующихся вещах преобладает тенденция к соединению разнородных или разнокачественных корней (элементов): огонь-земля, вода-земля, воздух-огонь и т.п.

Природа  развития индивидуальной вещи,  её изменение при чередовании    формы ритма (оболочки)  в  понятиях Эмпедокла определяется  тремя аспектами: составом элементов/корней, количественным отношением элементов/корней (какой преобладает), характером взаимодействия Любви/Ненависти.

Развитие  в сторону состояния господства Любви (восходящая ветвь) идёт по пути увеличения равноценных в количественном отношении вкладов «корней всех вещей». Т.е. вещи с парным сочетанием первоэлементов – более простые и раньше возникшие, а вещи с совершенным сочетанием, включающие все четыре элемента – более сложные и поздние по характеру образования. Появление таких вещей будет означать постепенное изменение  движения  к состоянию Сфайроса.

Исчезновение таких вещей будет знаменовать движение в сторону господства Ненависти и разрозненности.

Таким образом, мы можем выделить несколько свойств чередования, которые составляют сущность циклического развития у Эмпедокла: телесная организация (её пропорциональность, соразмерность); формы общения (высшая из них — общение посредством человеческой речи,  следовательно,  общение есть, в свою очередь, форма проявления Любви); разделение полов и, следовательно, максимальное раскрытие и выражение их природы.

Приближение к истине – это процесс развития, напряженный труд не одного поколения людей. Следование правильному разуму означает нахождение в согласии с божественным разумом.  Примечательны слова Эмпедокла: «…дерзни же и воспрянь к вершинам мудрости// Исследуй всеми силами всё, что в предмете ясно, // Но не думай видеть больше, чем доступно глазу, // Ни слышать тупым слухом более того, что отчётливо высказано, // Не доверяй и другим, каким ни есть, путям знания; // Не давай веры ощущениям и размышляй, как все само себя выясняет…»[14]. Истина рассматривается Эмпедоклом как достижение  высшего состояния человеческой жизни. Мудрость есть цепь вершин, открываемых Божественным разумом наиболее настойчивым.

«Познай, сделав в уме разумное деление…»[15] — фраза, указывающая на то, что истина достижима в результате мыслительных операций с теми фактами, полученными в ходе чувственного восприятия – отделения существенных свойств от несущественных.

Познание истины, в сущности, сводится к раскрытию силы Любви, действующей во всём мире. Обладая от природы этой силой, он обладает способностью  видеть созидательную силу Любви и применять её для своего  физического и умственного развития. Поэтому в практической ритмологии важно личность (как субъект деятельности) вывести на пик формы, на высшую ступень  познания, подготовиться к периоду спада, преодолеть его и вновь оказаться на вершине очередного ритма движения.

Наконец, завершающим моментом в гносеологическом плане и подготавливающим плавный переход к аксиологии является предпосылка того, что  развитие  человека определяется тем, как он представляет окружающий мир: «… Ибо человеческий разум растёт соответственно представляющемуся…» и «… перемена в (нашем) состоянии сопряжена с переменой (нашего) образа мыслей…»[16]Состояния человека определяются образом его мысли. Следовательно, закон,  его сущностные свойства, есть именно образ мысли. Бесконечность совершенствования человека есть производная от бесконечности отражаемых предметов и их комбинаций в представлении. Косность разума будет означать начало движения к  разрушению.  Состояние характеризует одну из сторон понятия «мудрость», которая с точки зрения Эмпедокла представляется как предметная мысль.

Наличие образа как ориентира в жизни – это начало движения к Любви жизни. 

Читать далее... /Продолжение научной статьи/