Миронов Д.А. Время как субстанция: сравнительный анализ «физики времени» Н.А. Козырева и ритмологии Е.Д. Лучезарновой (Марченко)

Загрузка ...

      Философский журнал "Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке" Том 8. №3А, 2019 | Изд-во: "Аналитика Родис" | Publishing-vak.ru

Стр. 53-61. | УДК 001.

МИРОНОВ ДАНИЛА АНДРЕЕВИЧ

 (кандидат философских наук) 

ВРЕМЯ КАК СУБСТАНЦИЯ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ «ФИЗИКИ ВРЕМЕНИ» Н.А. КОЗЫРЕВА И РИТМОЛОГИИ Е.Д. ЛУЧЕЗАРНОВОЙ (МАРЧЕНКО)

      Аннотация: В статье проводится сравнительный анализ взглядов  астронома Николая Александровича Козырева и астронома-поэта, создателя учения ритмологии Евдокии Дмитриевны Лучезарновой (Марченко). Обоих авторов сближают представления о времени, представляемом как физическая  субстанция Вселенной, которая характеризуется рядом дополнительных свойств (ход, направленность и плотность времени). «Причинная механика» Козырева позволяет сделать несколько важных выводов относительно природы времени, которые открывают простор не только для научного экспериментального изучения феномена времени, но и для философских умозаключений. Сближение двух авторов в содержательном плане свидетельствует об очевидном единстве взглядов на природу времени и позволяет сделать вывод о непосредственной преемственности идей. Перекличка естественнонаучного и гуманитарного осмысления «физики времени», представленная учениями Н.А. Козырева и Е.Д. Лучезарновой, свидетельствует о значимости проблематики времени в современном общественном сознании и культуре. Альтернативная стратегия изучения феномена времени должна привлечь пристальное внимание специалистов в междисциплинарном дискурсе.

          Ключевые слова: энтропия, причинная механика, ход (направленность) времени, плотность (интенсивность) времени, скаляр, ритмология, ритм, ритмометод 7Р0, русский космизм.

                    Николай Александрович Козырев (1908-1986) — астроном-астрофизик, прошедший тяжелые испытания вместе со своим поколением первой половины XX века. Более десяти лет Н.А. Козырев был оторван от научной деятельности в результате ссылки в лагерь. Самостоятельный научный путь этого высокоодаренного человека был тернист и извилист. Его идеи не получили признания на протяжении его жизни, к сожалению, не привлекли они интерес и современных физиков. Единственным идейным наследником можно считать Евдокию Дмитриевну Лучезарнову (Марченко) — нашу современницу — астронома и поэта. В художественной форме (ритмопоэзии) она развивает многие идеи и мысли, высказанные Н.А. Козыревым.

Так называемый концепт Н.А. Козырева «физика времени» включает в себя несколько дедуктивных выводов, следующих из ряда предпосылок, отталкивающихся от базовых представлений в области астрономии, механики и термодинамики. Новизна подхода Н.А. Козырева заключается в том, что, исходя только из теоретических предпосылок, он выстраивает математическую модель причинной механики, которая представляет феномен времени в новом ракурсе, выстраивая оригинальную концепцию. Новое представление о времени, безусловно, нуждается в экспериментальной проверке, о чём сам автор неоднократно говорил в своих статьях.

 Нас в большей мере будет интересовать экспликация философских идей Н.А. Козырева и тех следствий из его теории, которые получили к настоящему моменту времени пока только художественное воплощение в творчестве Е.Д. Лучезарновой (Марченко).

          Козырев полагал, что современное естествознание располагает двумя подходами к изучению времени: реляционный, в котором время всегда есть только конкретное свойство данных конкретных физических тел. Время связано с пространственными характеристиками и рассматривается в современной физике как единый пространственно-временной континуум, т. е. как четвёртая координата, приложенная к пространству. В этом случае «в связи с зависимостью времени от характеристик тел и делают заключение, что время не представляет собой самостоятельной сущности» [1, 414]. В другом подходе — субстанциональном — время представляет собой самостоятельное явление природы, и оно может каким-то образом воздействовать на объекты нашего мира и протекающие в нём процессы. «Принятие субстанционального подхода к изучению времени есть первое из методологических допущений, на которых строится причинная механика» [1, 414]. Время Н.А. Козырев рассматривает исключительно с материалистических позиций: «время нельзя рассматривать оторвано от материи; образно говоря, оно является грандиозным потоком, охватывающим все материальные системы Вселенной, и все процессы, происходящие в этих системах, являются источниками, питающими этот общий поток» [1, 290]. В другом  месте он говорит ещё более определённо: «время является материальной реальностью, не имеющей импульса. Образно выражаясь, от времени нельзя оттолкнуться, и оно не может быть крыльями космического полёта» [1, 321].

          Вторым допущением Н.А. Козырева является тот факт, что время, наряду с обычным свойством длительности, измеряемой часами, обладает ещё и другими свойствами: ходом (направленностью) и плотностью (интенсивностью). Подчеркнём важнейшую мысль Н.А. Козырева: «время имеет и другие, активные, свойства. Время является активным участником Мироздания» [1, 239].

          Третье допущение — активные свойства времени могут быть исследованы экспериментально. Необходимо ещё раз сказать о том, что высказанные мысли Н.А. Козырева являются теоретической гипотезой и пока не получили окончательного экспериментального подтверждения. Если время и может быть исследовано экспериментально, то лишь опосредованно, путём изучения физических систем и протекающих в них процессов. Человек, по мнению Н.А. Козырева, оказывается, своего рода, регистратором физической реальности Времени, и «встаёт вопрос о том, какой же физический механизм в нашем мозгу вызывает ощущение течения времени» [1, 412]. Даже беглый взгляд на процессы в физическом мире в аспекте энтропии должен бы привести любого учёного к мысли, что что-то (возможно, время) должно выступать в качестве фактора эктропии для равновесия происходящих процессов:  «маловероятно, чтобы энтропия могла служить причиной течения времени» [1, 411], «в природе существуют постоянно действующие Причины, препятствующие возрастанию энтропии» [1, 234].

          Н.А. Козырев выстраивает оригинальную логику доказательств своих идей, которая сохраняется неизменной из статьи в статью, опубликованных при жизни автора. Он высказывает несколько постулатов о физических свойствах времени, из которых вырастает т. н. «причинная механика Н.А. Козырева»:

1. Время обладает особым свойством, создающим различие причин и следствий, которое может быть названо направленностью или ходом. Этим свойством определяется отличие прошедшего от будущего. Н.А. Козырев вводит различие между естествознанием и точными науками. Естествознание ставит перед собой вопрос «Почему?», тогда как точные науки отвечают только на вопрос «Как?». Таким образом, точные науки в современном изводе  становятся лишь описательными науками. В результате такое некоторое уплощение проблематики точных наук привело их к упрощённому пониманию проблемы времени. Время рассматривается как исключительно формальная характеристика: «в современной физике только одно свойство времени — его длительность, измеряемая часами, — исследовано достаточно подробно» [1, 410]. Всё в мире, по мнению Н.А. Козырева, жёстко подчинено причинно-следственным связям таким образом, что причину можно отличить от следствия. Если это различие рассматривать с позиции естествоиспытателей, то тогда следует задаться вопросом: «почему это так и за счёт каких процессов происходит?». В контексте разговоров о механике — «истинная механика должна быть причинной механикой, т. е. содержать в себе принцип, позволяющий некоторым механическим опытом отличить причину от следствия» [1, 241]. Н.А. Козырев настаивает на том, что «опыт естествознания показывает, что причины и следствия реально отличаются друг от друга» [1, 291]. Исходя из данного положения, Н.А. Козырев вводит ещё несколько  постулатов, которые должны обосновать причинную механику как «механику сил, а не энергий». Разница между причиной и следствием в аспекте времени даёт основание Козыреву ввести понятие о ходе или направленности времени.

2. Причины и следствия всегда разделяются пространством. Поэтому между ними существует сколь угодно малое, но не равное нулю пространственное ẟх. «Причина, т. е. сила, в виде импульса движущейся точки переносится от одной точки пространства в другую, где она может вызвать следствие, становящееся причиной изменений в следующих точках. В результате такой эстафеты следствие может оказаться на некотором конечном расстоянии ẟх от первоначального положения причины» [1, 242].

3. Причины и следствия различаются временем. Поэтому между их проявлением существует сколь угодно малое, но не равное нулю временное различие ẟt определённого знака. Н.А. Козырев не без оснований считает, что «несмотря на большие успехи естествознания и философии, мы не можем строго определить, что такое причины и следствия, будущее и прошедшее», однако и пренебрегать этими величинами также не следует, поскольку различие более чем очевидно. «Из того обстоятельства, что  следствие находится в будущем по отношению к причине, прежде всего вытекает следующее положение, аналогичное предыдущему постулату: Причины и следствия всегда разделяются временем» [1, 243]. Промежуток времени между причиной и следствием может быть сколь угодно малым, но не может быть равным нулю.

4. Далее Н.А. Козырев замечает, что «в последнее время в ядерной физике  были обнаружены явления, показывающие неравноценность Мира и его зеркального отображения» [1, 232]. И, более того, «астрономические данные указывают на то, что упомянутая несимметрия Мира существует благодаря несимметричности времени, т. е. благодаря объективному отличию будущего от прошедшего» [1, 232]. «Несимметричность законов механики может означать только одно, что время обладает некоторым несимметричным свойством, связанным с неравноценностью реального Мира и его зеркального отображения. Это свойство времени может быть названо направленностью или ходом» [1, 238]. Ход времени или направленность является псевдоскаляром, положительным в левой системе координат. «Если у времени существует свойство направленности, то оно в причинно-следственных связях проявляется как некоторый поворот и выражается поэтому псевдоскаляром. Знак направленности или хода времени как знак псевдоскаляра должен быть указан в координатной системе определённого типа (правой или левой)» [1, 293]; «мир с противоположным течением времени равносилен нашему Миру, отражённому в зеркале» [1, 294]. Н.А. Козырев приводит формулу хода времени, в котором представлено соотношение промежутков времени и пространства, о которых говорилось в предыдущих постулатах.


          «В реальном Мире С2 является, скорее всего, конечной величиной. В классической же механике х≠0,t=0 и, следовательно, С2=. В атомной механике х=0,t≠0, и поэтому С2=0 [1, 338]. Полученная постоянная скорость С2 «является как бы скоростью превращения причины в следствие и может служить мерой хода времени. Физический её смысл в том, что, чем больше эта скорость, тем меньше промежуток времени, отвечающий одному и тому же интервалу пространства, и, следовательно, тем быстрее идёт время» [1, 245]. Итоговый вывод Н.А. Козырева таков: «мировой ход времени определяется универсальным псевдоскаляром С2, имеющим размерность скорости. Знак хода времени должен быть подтверждён опытом. Кроме того, следует доказать, что ход времени устанавливает в пространстве объективное отличие правого от левого и подтверждает универсальную асимметрию мира. Углубляя представления об истинной механике, Н.А. Козырев полагает, что «истинная механика... должна включать в себя как две крайних схемы механику классическую (С2=∞)и механику атома (С2=0)» [1, 318].

5. Время наряду с постоянным свойством — ходом С2 — обладает и переменным свойством — плотностью или интенсивностью времени. «При малой плотности время с трудом воздействует на материальные системы, и требуется сильное подчёркивание причинно-следственного отношения, чтобы появились силы, вызванные ходом времени. Возможно, что наше психологическое ощущение пустого или содержательного времени имеет не только субъективную природу, но, подобно ощущению времени, имеет и объективную физическую основу» [1, 357].

          Многие годы отдал Н.А. Козырев опытам с гироскопом, чтобы экспериментально подтвердить свои теоретические изыскания. Некоторые из его учеников продолжают дело своего учителя. Для нас представляет интерес преломление мыслей Н.А. Козырева о времени в творчестве Е.Д. Лучезарновой (Марченко). Получив астрономическое образование и работая инженером-конструктором в Конструкторском бюро машиностроения г. Миасса, ныне это —  Государственный ракетный центр «КБ им. академика В.П. Макеева», Е.Д. Лучезарнова активно занималась  оздоровлением сотрудников ракетного центра. Позже открывает в себе поэтическое дарование, которое находит огромное количество поклонников. Основной темой её поэтического творчества является время. За истекшие 30 лет ею написано более 250 книг на означенную тему. Более того, к настоящему моменту создан метод 7Р0, который представляет собой набор экспериментальных программ, открывающих путь к работе со временем. Отталкиваясь от вдохновенной мысли Н.А. Козырева о том, что «время оказывается явлением Природы, а не просто четвёртым измерением, дополняющим трёхмерное пространство» [1, 405], «время является важнейшим и самым загадочным свойством Природы» [1, 335]. Е.Д. Лучезарнова конкретизирует представление о времени: «самое ценное для жизни человека на Земле есть время. Самое невидимое, неслышимое, неосязаемое есть время. Самое необходимое для счастья ощущения есть время. Самое немыслимое, неизученное, неиспользованное есть время» [2, 148], «время есть основная формула жизни» [3, 16].

          Теоретические исследования Н.А. Козырева открывают «замечательную перспективу возможности экспериментального исследования свойств времени» [1, 342]. «Время представляет собой целый мир загадочных явлений, и их нельзя проследить логическими рассуждениями. Свойства времени должны постоянно выясняться физическими опытами» [1, 345]. Е.Д. Лучезарнова предлагает современному человеку практический метод взаимодействия со временем (Ритмометод 7Р0).

         Основные постулаты её учения во многом перекликаются и являются метафизическим продолжением и развитием мыслей Н.А. Козырева:

1. «Время — это не только календарь, который организует наше повседневное существование, а ещё и субстанция, существующая независимо от нас, организующая пространство и управляющая всеми видимыми и невидимыми  процессами» [4, 11]. Материалистическое толкование времени как особой субстанции Вселенной есть исходный постулат, характерный для обоих авторов, который чётко дистанцирует их от реляционного подхода к феномену времени. У Е.Д. Лучезарновой представления о времени углубляются в соответствии с представлениями о возможности творческой работы со временем через психотренинг и увеличение потенциала в системе «мозг-сознание-самосознание».

2. Человек как физическая субстанция наделён мозгом. Мозг является той субстанцией, с помощью которой возможна корреляция с субстанцией Времени. «Человек — это тот, кто всю жизнь занят образованием и не обращает внимание... на иные ценности данной планеты»,   «его основная задача — развитие интеллектуальных способностей и тренировка мозга» [4, 56]. «Мозг человека — это совершенно уникальная композиция, которая имеет возможность самостоятельно меняться» [5, 25]. Способность меняться связана со сложной корреляций между мозговой деятельностью и психическими процессами. По мнению Е.Д. Лучезарновой, «мозг единственный способен реагировать на время <…> и манипулировать временем» [5, 26].

3. Время может быть зафиксировано с помощью средств языка. Разделяя гипотезу Сепира-Уорфа, Е.Д. Лучезарнова полагает, что язык имеет определяющее значение для формирования мышления человека, но, более того, «каждая буква алфавита хранит определённый род энергии и информации» [4, 84]. В связи с этим в её учении пристальное внимание нацелено на создание дополнительных ритмологических языков на основе русского языка. Е.Д. Лучезарнова создала целые циклы ритмопоэтических текстов [6, 7], в основе которых лежит представление о ритме. По её мнению, эти ритмотексты способствуют осознанию структуры времени.

4. «Ритм — время, оформленное в оболочку пространства, знаний, памяти, энергии, информации» [8, 3]. Для того чтобы адаптировать свои представления о времени в лаконичную и конструктивную оболочку, Е.Д. Лучезарнова создаёт собственную литературную форму — ритмотекст. Под ритмом понимается «особая жанровая форма, за счёт определённым образом организованной структуры текста создающая заданные вибрации и содержащая время как субстанцию, способную организовать не только окружающее пространство, но и регулировать человеческие связи» [9, 6]. Слова в ритмотекстах — «это, прежде всего, информо-энергошары» [10, 91]. Определение ритма в виду сложности темы представлено в её текстах, на наш взгляд, зачастую излишне общо и метафорично: «ритм есть кусочек живого времени, оформлен определённым образом словами» [11, 13], «ритм — это неповторимое»  [11, 164], «ритм — это организация жизни» [4, 14], однако практическое освоение её метода позволяет глубже проникнуть в понимание сути заданной проблематики, минуя литературность и абстрактность.

5. «Человек — это ритм» [10, 9], «человек есть сосуд для приёма ритма» [12, 9]. Человек, обладая сложной природой, которая состоит не только из мозга, но и из психики, сознания-самосознания — наделён интегральным свойством гармонизации своей природы. Инструментом такого осуществления является ритм.

          На основе этих представлений Е.Д. Лучезарнова выстраивает учение ритмологии. «Ритмология — наука, позволяющая через знаковую систему выйти на ритм и объясняющую логику его работы» [9, 6]. Таким образом, в представлениях Е.Д. Лучезарновой о времени существуют два тематических блока: теоретический и практический. Теоретическую базу составляет учение о ритмологии, представленное в её многочисленных книгах, музыкальных дисках и театральных постановках. «Ритмология — логика ритма» [8, 3]. Так как «... время живёт внутри человека, и он его фиксирует» [8, 4], то, по мнению Е.Д. Лучезарновой, «есть законы времени, и эти законы людьми ещё совсем не освоены» [13, 49]. Цель ритмологии — дать возможность познакомиться с законами времени, как они сформулированы автором. Открытие возможности работать со временем позволит осуществлять задачи, которые человек сам для себя ставит. «Время – это, скорее, не наружная, а внутренняя организация, так как оно осознаётся и фиксируется только человеческим мозгом. Введённое в нашу жизнь время меняет её и структурирует» [4, 232].Работа по структурированию времени открывает перспективы овладения свойствами времени в обыденной жизненной практике людей. Время возможно выделять, накапливать, переизлучать и т. д. «Ритмология — наука человека о времени»  [8, 3], она «объясняет причины и следствия происходящего, разъясняет, почему и каким образом события связаны друг с другом во времени» [4, 15]. Жёсткая детерминированность причинно-следственными связями может быть разорвана человеком без нарушения причинного хода вещей за счёт умения работать с активными свойствами времени. То же отмечал и Н.А. Козырев: «активные свойства времени могут освобождать Мир от жёсткого детерминизма Лапласа» [1, 386]. Через поэтическую форму Е.Д. Лучезарнова предлагает войти в ритмологию и метод, чтобы осмыслить сложное содержание проблематики времени.

          Вторая, практическая часть учения Е.Д. Лучезарновой представлена Методом 7Р0, который также освещён автором в ряде книг [14]. Мысль Н.А. Козырева о том, что «время не только открывает возможности для развития процессов, но как некоторая физическая реальность может воздействовать на них и на состояние вещества» [1, 395], Е.Д. Лучезарнова конкретизирует в антропологическом ключе: «человек — это переизлучатель... времени» [15, 135]. Если теоретическая часть ритмологии достаточно обширна и сложна: содержит в себе развёрнутый метафизический пласт представлений, содержащий порядка двухсот абсолютно новых слов и понятий, созданных персонально автором, то практическая часть гораздо более доступна и понятна для начинающих знакомство с темой.

          Источником знакомства с ритмологией могут статьи, книги, а также аудио- и видео ритмоконтент, который представляет творчество Е.Д. Лучезарновой. «Внутри каждого существа живёт его собственный ритм. Мы пришли на эту Землю только затем, чтобы найти свой ритм» [16, 83]. Е.Д. Лучезарнова следует мысли Н.А. Козырева: «Время во Вселенной не распространяется, а всюду появляется сразу. На ось времени вся Вселенная проектируется одной точной... А это открывает возможность мгновенной передачи информации... Нам представляется, что такая возможность мгновенной передачи информации через время не должна противоречить специальной теории относительности и, в частности, относительности понятия одновременности... Быть может, инстинктивные знания получаются именно этим путём» [1, 359]. Е.Д. Лучезарнова предлагает просто читать ритмотексты: «читая ритмы, познавая ритмы, вы получаете запас времени, который можно перевести в пространство, информацию, энергию» [4, 14]. Научившись основам работы с текстами через освоение специально разработанных для этого программ, далее человек открывает в себе способности творческой работы со временем. Поскольку время определяется как «энергия события» [4, 26], то человек, овладевший временем, может управлять собственной жизнью и событиями разумно и сознательно. Сама автор выражает своё кредо так: «моя задача описать весь этот мир через ритмы» [16, 25],  «задача — ввести время в мозг» [12, 19].

          Резюмируя сказанное в сопоставлении двух авторских концепций, представляющих феномен времени в оригинальных трактовках, следует отметить их неоспоримое идейное сходство по ряду моментов:

● «Звёзды светят временем» — этот афоризм Н.А. Козырева послужил отправной точкой для развитиия его идей в творчестве Е.Д. Лучезарновой. Общее астрономическое образование и исследовательский багаж знаний, основанных на длительном наблюдении за астрономической картиной Вселенной, вывел двух учёных на отличное от официально-научного понимание природы времени.

● Время есть физическая субстанция, свойства которой человек может исследовать и взаимодействовать с ней в практическом опыте. К основным свойствам времени следует отнести ход или направленность, плотность или интенсивность.

● Теоретическое и практическое в исследовании свойств времени у обоих авторов получили своё решение. Н.А. Козырев долгие годы ставил опыты с гироскопом и зеркалами, чтобы доказать активные свойства времени на практике. Е.Д. Лучезарнова (Марченко) изначально выстроила своё учение на теоретическую часть (ритмологию) и практическую (метод 7Р0).

● Нельзя не отметить тот факт, что единство взглядов обоих авторов вырастает на почве глубокого изучения культурно-исторического наследия русского космизма, идеи которого пронизывают их смелую творческую мысль.

          Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что в России на протяжении XX века и начала XXI века, вплоть до нынешних времен, не прерывалась традиция русского космизма. Концепт времени, заимствованный из естествознания Н.А. Козыревым, получил не только теоретическое научное описание, отличное от традиционно-научного понимания проблемы, но и существенное метафизическое осмысление в трудах Е.Д. Лучезарновой (Марченко). Актуальность и новизна данной статьи заключается в том, чтобы напомнить исследовательскому сообществу о необходимости глубокого изучения данного блока научной и гуманитарной мысли в русской культуре XX века, хотя бы в рамках дискурса русского космизма.

Литература

  1. Козырев Н.А. Избранные труды / Составители А.Н. Дадаев, Л.С. Шихобалов. – Л.: Издательство Ленинградского университета. 1991. 448 с.
  2. Марченко (Лучезарнова) Е.Д. Откровенное знакомство: в  4 частях. Часть 2. Свет выбирает меня – 3-е изд. – Москва : Ритм 52, 2013. – 288 с.
  3. Марченко (Лучезарнова) Е.Д. Откровенное знакомство: в  4 частях. Часть 4. Всё обо всём. – 3-е изд. – Санкт-Петербург : РИТМОВЗЛЁТ, 2014. – 312 с.
  4. Лучезарнова Е.Д. Ничего случайного не бывает. Ритмология для каждого. – СПб.: РИТМОВЗЛЁТ, 2015. – С. 232.
  5. Марченко Е.Д. Внутри разума. – СПб.: РИТМОВЗЛЁТ, 2015. – 48 с.
  6. Марченко Е.Д. Звёздные ритмы времени: в 18-ти томах. – СПб.: Авторский Центр «РАДАТС», 2018.
  7. Марченко Е.Д. Многомерность уникальности: в 63 т. – Москва, Ритм 25, 2018.
  8. Марченко Е.Д. Прочти себя / Ритмология: неделя за неделей. – СПб.: Авторский Центр «РАДАТС», 2008. – 280 с.
  9. Лучезарнова Е.Д. Обо мне заботятся. – СПб.: «Ритмовзлёт», 2013. – 216 с.
  10. Марченко Е.Д. Освобождение от энергий. – СПб.: Авторский центр «РАДАТС», 2005. – Т. 1. – 512 с.
  11. Марченко Е.Д. В русле времени, в режиме пространства. – СПб.: Авторский центр «РАДАТС», 2000. – 304 с.
  12. Лучезарнова Е.Д. Человек и время. – СПб., 2017. – 56 с.
  13. Марченко Е.Д. Ритмология об экономике и управлении. – СПб.: Авторский центр «РАДАТС», 1999. – 56 с.
  14. Марченко Е.Д. Освоение Ритмометода 7Р0, или Жизнь во времени. – М.: Ритм 25, 2011. – 112 с.
  15. Марченко Е.Д. Освобождение от энергий: В 2 т. – СПб.: Авторский Центр «РАДАТС», 2008. – Т. 2.
  16. Лучезарнова. Живой ритм. – Санкт-Петербург: РИТМОВЗЛЁТ, 2016. – 96 с.

ИСТОЧНИК:   Философский журнал "Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке" Том 8. №3А, 2019 | Изд-во: "Аналитика Родис" | Publishing-vak.ru