Становление ритмологии как науки в эпоху античности (продолжение)
Пожарский С.Д. /к.пс.н.,профессор Смольного института РАО/
СТАНОВЛЕНИЕ РИТМОЛОГИИ КАК НАУКИ В ЭПОХУ АНТИЧНОСТИ
(ПРОДОЛЖЕНИЕ НАУЧНОЙ СТАТЬИ)
См. также: НАЧАЛО СТАТЬИ См. также: ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ СТАТЬИ
Взаимное желание продолжить жизнь рассматривалось различными мыслителями. У Пифагора появились противоположности мужского и женского, как некоторые универсальные пары. Эмпедокл раскрывает их смысл. Разделение полов – это определенный этап развития природы – космогонического процесса, знаменующее большее совершенство, происходящее от соединения мужчины и женщины как форм живых существ. Но на разделении полов совершенствование не заканчивается, оно продолжается в сфере межличностных отношений.
Смысл жизни — высшее понимание состояния человека – это ежедневное преодоление смерти, постоянное движение к состоянию Сфайроса, как абсолютного единства и растворённости в мире при полном господстве сил Любви.
Любящий видит Высшую сущность (ещё не реализованное, но потенциально способное к такой реализации) в любимом. Это означает, что тот, кто любит, видит в объекте своей любви лучшие свойства, он своим отношением способствует обнаружению и раскрытию этих свойств, далее идёт процесс реализации потенциального, через гармонию единого целого (в семье, в антропогенезе). Так, любящие родители видят лучшее в своём ребенке и создают условия для его развития. Дети видят лучшее в родителях и уже воздают им благодарность. Учитель видит лучшее в учениках, а ученики – в учителе, развивая лучшие его идеи. Мужчина видит лучшее в женщине, а женщина – в мужчине, и они развиваются во взаимном союзе. Примеров тому есть множество, но суть одна – видение лучшего и вера в это способствует тому, что взаимодействие субъекта и объекта любви приближает их обоих к состоянию непрерывного развития. Это происходит в результате ритмической передачи высшего единства, т.е. раскрытия своей сущности в продолжении чередования поколений в беспрерывном ритме человеческой жизни. Из этого же следует важный вывод, что состояние Высшего единства (гармония как минимум двух субъектов) не может быть достигнуто изолированным объектом, а только во взаимодействии с другими, в противном случае, теряется смысл Высшего единства.
Демокрит. Принципиальное отличие миропонимания Демокрита в том, что «…бытие существует нисколько не более, чем небытие. И оба они одинаково являются причинами для возникновения…»[17]. Любая вещь есть совокупность атомов и пустот. Существование вещей во времени связано с действием необходимости: «…в течение определённого промежутка времени атомы пребывают вместе, пока какая-либо более сильная необходимость, явившаяся извне, не потрясёт [образовавшийся конгломерат] и, разделив [атомы], рассеет их…»[18]. Необходимость составляют, с одной стороны, вихревое движение, обуславливающее разделение масс, а с другой стороны, возможность столкновений вещей, миров друг с другом. Вихревое движение составляет основу для взаимодействия атомов по принципу подобия. Важно, что в развитии вещи или мира существует стадиальность: рост, расцвет и разрушение. Признак расцвета мира, когда он не «в состоянии более принимать [в себя] что-либо извне».
Что нового позволяют увидеть перечисленные положения о бытии Демокрита? Движение вверх как направленность (одна из характеристик развития), как чередование, детерминированное определённым ритмом, есть преобразование в структуре связей элементов атомов (их положения и порядка) в сторону всё большего структурирования нового образования в связях атомов, которые приводят к разделению старого и образованию нового. Силы подобия – это силы движения к Силе столкновения (с неподобным, потому как между сталкивающимися структурами не образуется взаимосвязи) – это силы движения к Раздору.
Таким образом, любая вещь есть совокупность атомов и пустот. Бесчисленность атомов по форме, а также бесконечное разнообразие их сочетаний между собой обуславливает бесчисленность не только вещей конкретных, но и целых миров.
Итак, подведем итоги рассмотрения процесса формирования ритмологии.
Во-первых, период античности – это время расцвета различных форм деятельности и идей выдающихся мудрецов в широком кругу лиц, желающих познать действительность. Характерная особенность этого периода — анализ категорий развития, движения и чередования в деятельности человека и природы для достижения конкретного результата.
В методологическом плане значимость первого этапа философской мысли античности заключается в определении понятий первоначало, предел и сущность развития, квинтэссенция этой мысли сформирована в триединстве пространственной сущности мира, выраженной в категориях «верх-середина-низ» как универсального пути развития разнообразных природных объектов. Разработка категории первоначала приводит к ещё одной триаде — качественно-количественных определенностей вещей — «точка-граница-сферос».
Происходит процесс выделения высших свойств понятий и категорий, которые являются одновременно и вершиной философской мысли, и характеристикой процесса движения в форме ритма. Обозначаются единичные категории – исходные состояния, с которых начинается путь любого развития. Совершенствуется система понятий, связанных с категорией гармонии, понимаемой как взаимодействие между частями и целым, осмысливается пифагорийская категория «единое», как космическая единица, намечается понимание чередования ритмов как частей объективного мира в форме воды, апейрона, единицы. Рассматривается понятие цикл как чередование ритмов в единстве определённой сущности или сферы, символизирующем полную картину развития. Анализируются материальные элементы научных субстанций: вода, воздух, огонь, земля, число, «корни вещей», атом. Обобщающим фактором деятельности философов данного времени является формирование категориально-понятийного аппарата ритмологии.
Во-вторых, рассматривается особая роль ритма и ритмики в ходе ритмологического процесса как особого состояния в развитии природы и человека как внутренней гармонии, определённой чувством меры, в пределах которой взаимосвязаны элементы развития.
Вводится понятие «определённости» природного материального объекта, отражается и фиксируется его отличие от других, рассматривается его специфичность. Так как каждый ритм отличается от других в разных отношениях определённости именно как качественной определённости, то у объекта есть различные определённости: качественная и количественная, пространственная и временная и др. В данном случае подчёркивается линейная определённость какого-либо объекта, его положение относительно друг друга и его положение в длительном процессе движения – в ритмике.
Качественная определённость ритма конкретизируется с помощью понятия границы, фиксирующей отличие и взаимосвязь объектов по отношению друг к другу. Если бы у объектов не было бы границ, то они были бы неотличимы друг от друга. Наличие границы предполагает конечность объекта. С точки зрения философской мысли первого этапа античности это означает, что достигнув заданного предела в развитии, получив новые свойства, объект неизбежно начинает новый виток ритморазвития.
В третьих, для методологического понимания сущности ритмологии важно, что всякое конечное имеет внутреннее и внешнее основание для перехода в другое состояние, для выхода за границу. С понятием границы связан принцип справедливости. Так как понятие первоосновы неизбежно предполагает удвоение, порождение противоположностей, то гармония приобретает значение взаимосвязи этих противоположностей в едином целом через взаимодействие: тёплое и холодное, справедливость и несправедливость, разряжение и сгущение, филия и нейкос, вихревое движение атомов.
В-четвёртых, динамика движения как ритмочередование, как путь к совершенствованию выводится из анализа борьбы противоположностей.
Ключевая категория — это состояние движения на пути к совершенствованию, которое проходит через смену состояний, лежащих в пределах каких-либо противоположных качеств. Существенно, что для мыслителей данного периода совершенствование – это замкнутый цикл, когда с необходимостью наступает возврат к исходному пункту (первоначалу). Для характеристики состояний используются понятия: единство мира, огненная оболочка мира, определённость и неопределённость, огонь, ветер, вода, облака, земля, камни, напряжённость, гармония сфер, сферос, хаос и космос. Примечательно, что огонь, вода, земля, воздух – это и первоначало, и определённые состояния.
В-пятых, формируется принцип передачи мудрости в форме знаний, научных теорий и организации обучения достигнутым вершинам деятельности. В связи с этим повышается роль системного знания и создаются предпосылки распространения мудрости в организованных формах (школы, лицеи, академии и др.). Кроме того, обозначается проблема неравенства и осмысление иерархизации общества как ступени в развитии природы, человека и общества; определяется принцип совершенства как способ достижения результата при движении вверх по иерархической лестнице.
Таким образом, основы ритмологичеких знаний заложены уже в античности. Историко-философский подход позволяет выявить предпосылки формирования ритмологии как науки и этапы её становления, что является важным для понимания современного состояния развития данной области знаний о человеке и мире.
ЛИТЕРАТУРА:
- Весман А.Д. Греческо-русский словарь /Репринт V-го издания 1899 г. М.,1991.
- Гераклит Эфесский: все наследие: на языках оригинала и в рус.пер.: крат. изд. / подгот. С.Н. Муравьев. М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2012. – 416 с.
- Гуревич П.С. Эстетика, М. — Кнорус, 2016. – 454 с.
- Золотухина И.И. Музыка сфер и геометрия пространства. — Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003. – 312 с.
- Каратини Р. Введение в философию — М.: Эксмо, 2003. – 736 с.
- Лучезарнова Е.Д. Ритмология от события, или к чёрту общество чистых тарелок. – 4-е изд., дополненное – СПб. : РИТМОВЗЛЁТ, 2017. – 392 с.
- Маковельский А.О. Древнегреческие атомисты, АН Азербайджанской ССР.- 399 с.
- Материалисты Древней Греции – Государственное изд-во Политической литературы – Москва. 1955. — 238 с.
- Ритмология культуры: очерки / под ред. Ю.Ю. Ветютнева, А.И. Макарова. СПб.: Алетейя, 2012.
- Философский словарь. М., Издательство «Республика», 2001.
- Чанышев А.Н. Италийская философия – Изд-во Московского университета. 1975.
- Чанышев А.Н. Пифагореизм / Философский словарь под ред. И.Т. Фролова, Ред. колл.: А.А. Гусейнов, В.А. Лекторский, В.В. Миронов и др. Составители: П.П. Апрышко, А.П. Поляков, Ю.Н. Солодухин. — 8-е изд., дораб. и доп. – М.: Республика; Современник, 2009. – 846 с.
- Ямвлих О Пифагоровой жизни / Пер. с древнегреч. И.Ю. Мельниковой. — М.: Алетейа, 2002. — 192 с.
ССЫЛКИ И СНОСКИ:
[1] Золотухина И.И. Музыка сфер и геометрия пространства. — Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003. – С. 4.
[2] Ритмология культуры: очерки / под ред. Ю.Ю. Ветютнева, А.И. Макарова. СПб.: Алетейя, 2012. – С. 32
[3] Лучезарнова Е.Д. Ритмология от события. – 4-е изд., дополненное – СПб. : РИТМОВЗЛЁТ, 2017. – С 268.
[4] Лучезарнова Е.Д. Ритмология от события. – 4-е изд., дополненное – СПб. : РИТМОВЗЛЁТ, 2017. – С. 270.
[5] Весман А.Д. Греческо-русский словарь / Репринт V-го издания 1899 г. М.,1991 С.41.
[6] Гуревич П.С. Эстетика, М. — Кнорус, 2016 – С.66.
[7] Философский словарь. М., Издательство «Республика», 2001 – С.479.
[8] Чанышев А.Н. Пифагореизм // Философский словарь под ред. И.Т. Фролова, Ред. колл.: А.А. Гусейнов, В.А. Лекторский, В.В. Миронов и др. Составители: П.П. Апрышко, А.П. Поляков, Ю.Н. Солодухин. — 8-е изд., дораб. и доп. – М.: Республика; Современник, 2009. – С. 501
[9] Каратини Р. Введение в философию — М.: Эксмо, 2003. – С. 79
[10] Чанышев А.Н. Италийская философия – Изд-во Московского университета. 1975. — С. 89
[11] Маковельский А.О. Древнегреческие атомисты, АН Азербайджанской ССР.- С. 146
[12] Ямвлих О Пифагоровой жизни / Пер. с древнегреч. И.Ю. Мельниковой. — М.: Алетейа, 2002. — С. 48-49
[13] Гераклит Эфесский: все наследие: на языках оригинала и в рус.пер.: крат. изд. / подгот. С.Н. Муравьев. М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2012. – С. 102
[14] Маковельский А.О. Древнегреческие атомисты, АН Азербайджанской ССР.- С. 682
[15] Маковельский А.О. Древнегреческие атомисты, АН Азербайджанской ССР.- С. 743
[16] Маковельский А.О. Древнегреческие атомисты, АН Азербайджанской ССР.- С. 743
[17] Материалисты Древней Греции – Государственное изд-во Политической литературы – Москва. 1955. –С.58
[18] Материалисты Древней Греции – Государственное изд-во Политической литературы – Москва. 1955. – С.112