Дата и время

Карцева Г.А. Семенов С.В. Об антропологических константах космической ритмологии

18.07.2017

Г.А. Карцева, С.В. Семенов

ОБ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ КОНСТАНТАХ КОСМИЧЕСКОЙ РИТМОЛОГИИ

Anthropological constants of cosmic rhythmology. The article looks at the Universe’s rhythms in the context of their impact on humans. The idea is underpinned of human organism rhythm together with those of nature and cosmos making up a united whole, which is considered by the author necessary to account for in all kinds of anthropological study.

Начало научной космологии связывают с Н.Коперником. Однако элементы научного видения, не говоря об огромном интересе к проблемам космоса, взаимодействия его с человеком, мы находим уже в древней Греции. Еще в 340 году до н. э. Аристотель заявил, что Земля имеет форму шара, а отнюдь не плоского блюда. Как и прочие мыслители не только античности, но и других эпох, Аристотель был озабочен поисками единого ритма, лежащего в основе всех вещей. Для Пифагора этим ритмом стали отношения чисел, и он впервые высказал мысль о единстве Вселенной. Еще в VI веке до н. э. он обнаружил целый ряд закономерностей, связывающих между собой некоторые числа, природа которых, по его мнению, кроется в формах геометрических фигур и в акустических особенностях струн, зависящих от их длины. Пифагор считал, что Вселенная представляет собой гармоническую систему чисел и их соотношений.

Долгое время Вселенная в понимании ученых оставалась неизменной. Р. Декарт был первым, кто построил эволюционную модель мира, в которой мир и небесные тела рассматривались в развитии. Официальная точка зрения, пришедшая от Аристотеля, гласила, что естественным и предпочтительным состоянием любого тела является состояние покоя, основой же его движения становится какая-либо сила или импульс. Декарт объявил, что в первоначально однородной мировой материи - эфире - начали происходить вихревые движения, ставшие ритмической основой образования всех небесных тел. Декартовский эфир материален и наделен механическими свойствами жидкости, в отличие от эфира Аристотеля, представлявшего собой особую небесную субстанцию. Его солнечная система - это один из вихрей ^оигЫИопв) мировой материи, который увлекает своим ритмом планеты. Центральным светилом у Декарта являлось Солнце, состоящее из более тонкой мировой материи. Каждая планета, увлекаемая мировым вихрем, вращается вокруг Солнца, но она кружится и в своем вихре, имеющем собственный ритм.

Качественно новым осмыслением всеобщего ритма взаимодействия объектов Вселенной стал открытый И. Ньютоном закон Всемирного тяготения, который гласит, что любое тело притягивается к другому с силой, прямо пропорциональной их массе и обратно пропорциональной расстоянию между ними.

Согласно именно этому закону, Луна движется по эллиптической орбите вокруг Земли, а Земля и планеты вращаются по эллиптическим орбитам вокруг Солнца. Этот закон существенно продвинул вперед естествознание и до сегодняшнего дня продолжает оставаться его основным постулатом, упорядочивая и группируя все предметы и явления в единый ритмически организованный процесс. Таким образом, все материальные объекты во Вселенной формируются и существуют во взаимосвязи под действием силы всемирного тяготения. Форма и структура тел также зависит от нее, так как тяготение осуществляется и на микроуровне, а взаимодействие и движение тел относительно друг друга определяются динамическим равновесием между силами их тяготения и силами инерции масс. Ньютоновская концепция признана классической, так как, лишь благодаря ей, многое в строении мира, до нее необъяснимое, стало ясным. Раньше пространство считалось вместилищем материальных объектов, никак не связанных между собой, теперь же взаимозависимость их превратилась в совершенно очевидную истину. Стал возможным научный подход к решению проблемы строения и эволюции Вселенной как единого физического объекта, подчиняющегося закону Всемирного тяготения. Закон Всемирного тяготения стал одним из выдающихся достижений в области естествознания за всю историю его существования. Лишь с его открытием появилась научная космология и были научно доказаны идеи космистской философии о ритмическом единстве мира, всеобщей взаимосвязи всех природных явлений.

Параллельно с животрепещущим вопросом об устройстве Мироздания человека всегда волновала мысль о его происхождении и ритмических особенностях становления. Этими вопросами традиционно занималась космогония - учение о происхождении Космоса - в отличие от космологии - науки о строении Вселенной. Следует, однако, заметить, что современная космология включает в себя как важнейшую составную часть и проблемы космогонии. В представлении различных народов эволюция Вселенной была различной, но всегда и везде люди стремились, по аналогии с известными им жизненными процессами, найти момент рождения и предсказать, когда наступит неизбежная смерть.

Началом современной космогонии считается гипотеза происхождения планетной системы И. Канта. Согласно ей, сначала мировое пространство было заполнено материей, находящейся в состоянии первозданного хаоса. Под действием силы притяжения и силы отталкивания начался ритмический процесс организации материи.

Настоящая революция в научном осмыслении ритма времени, имеющего непосредственное отношение к космологии, была совершена в 1905 году А. Эйнштейном. В работе «К электродинамике движущихся тел» он изложил теорию, впоследствии получившую название специальной теории относительности (СТО). В ее основу легли два постулата: 1) специальный принцип относительности, утверждающий идентичность протекания любых физических процессов во всяких инерциальных системах отсчета, что означает полное равноправие этих систем; 2) принцип постоянства скорости света в вакууме, предельной для распространения любого сигнала и не зависящей от движения источника света или наблюдателя. Созданная Эйнштейном новая механика, которая распространялась на движения тел при любых скоростях, в том числе и при скорости света, получила название релятивистской механики (нем. - relativitat, англ. - relativity - относительность). Согласно общей теории относительности (ОТО), созданной А. Эйнштейном в 1916 году, распределение и движение материи изменяют геометрические свойства пространства-времени и, с другой стороны, сами зависят от них. ОТО Эйнштейна стала результатом разработанной им новой теории гравитации, описывающей свойства материи в гравитационном поле, предельную скорость в природе, неинерциальные, то есть движущиеся с ускорением, системы. Гениальный ученый сформулировал общий принцип относительности, согласно которому законы физики инвариантны, то есть идентичны, во всех неинерциальных системах координат. Он обнаружил, что поле тяготения, или иначе - гравитационное поле - не ощущается свободно падающим телом, и если одновременно с ним падает другое тело, то они находятся относительно друг друга в состоянии покоя. Таким образом, от гравитационного поля можно избавиться, переместившись в другую систему координат, невзирая на то, что, в отличие от других полей, от него нельзя заслониться никакими экранами. Почему? Значит, это совсем не поле, а свойство пространства, созданное вокруг себя телом большой массы, и это пространство искривлено, а движение тел меньшей массы происходит в искривленном пространстве. Согласно ОТО, если тело движется по инерции в искривленном пространстве, то его путь протекает не по прямой, а по геодезической линии, форма которой зависит от степени кривизны пространства, и не чувствует силы тяготения. К примеру, для космонавтов, работающих в состоянии невесомости на космической станции, летящей по инерции по геодезической линии искривленного массой Земли пространства, сила тяжести как бы отсутствует. Геодезическая линия имеет интересное свойство: это самый короткий и одновременно самый длинный путь между двумя соседними точками. Например, поверхность Земли в трехмерном пространстве есть прямая между расположенными на ней двумя предметами. Она является самым коротким расстоянием между ними, но она же есть и искривленное двумерное пространство, и ее геодезическая представляет собой большой круг. В четырехмерном пространстве Земля движется по прямой, в нашем же трехмерном пространстве она движется по круговой орбите искривленного массой Солнца пространства-времени. Таким образом, со статичными Евклидовыми пространством и временем было покончено: их структура может изменяться в соответствии с массой распределенной и движущейся в них материи. Оказывается, как заявил А. Эйнштейн, Земля совершает свой ход по искривленной орбите совсем не под воздействием гравитационной силы, а по геодезической линии, которая в искривленном пространстве более всего соответствует прямой обычного пространства. Гравитационное поле проявляется как искривление пространства-времени, и чем больше кривизна пространства-времени, тем сильнее гравитационное поле. Согласно ОТО, пространство и время стали динамическими величинами, подверженными изменению своей кривизны под действием ритма движения тела или действия силы; в свою очередь, структура пространства-времени влияет на ритм движения тел и действия сил. Однако Эйнштейн был уверен в статичности Вселенной, которая поддерживается существованием так называемой антигравитационной силы, уравновешивающей силу притяжения и тем самым сохраняющей Вселенную в неизменном состоянии. Эта сила в отличие от любой другой силы не порождается каким-либо источником, а заложена в структуре пространства-времени, которое вечно расширяется само по себе.

С критикой релятивистской космологии Эйнштейна, а вернее, идеи ее вечности и неизменности, в 1922 году выступил выдающийся российский физик-теоретик и математик А.А. Фридман, на самом деле стоявший на позициях ОТО и заложивший основы нестационарной релятивистской космологии. А.А. Фридман предложил три модели Вселенной с различным ритмом их развития. В двух из них радиус кривизны пространства монотонно растет, и Вселенная расширяется с ускоряющимся темпо-ритмом. В третьей модели ритм Вселенной меняется на пульсирующий с периодически изменяющимся радиусом кривизны. В 1927 году Жорж Ле-метр продвинулся еще дальше, представив возникновение ритма расширения Вселенной как последствие Большого взрыва.

Согласно современной косморитмоло-гии, как отмечают С.А. Гуляев, В.М. Жуковский, С.В. Комов [1], космические ритмы можно сгруппировать по их характерным периодам в две группы: ритмы, соизмеримые с жизнью человека, и ритмы огромного периода действия (от сотен тысяч до миллионов лет), которые никак не могут быть соизмеримыми с жизнью человека. К первой группе относятся, прежде всего, суточный, месячный и годичный ритмы, каждый из которых так или иначе связан с вращением Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, в результате которого происходит смена дня и ночи и времен года. Обращение Солнца вокруг своей оси, вместе с которым вращается характерное своей секторной структурой межпланетное магнитное поле, задает 27-дневный ритм вариаций магнитного поля Земли. Изменения магнитной и радиационной обстановки на Земле непосредственно зависят от вспышек на Солнце, природа которых - внезапное, непериодическое высвобождение магнитной энергии, а последствие - радиация,

создаваемая потоками энергичных частиц, выброшенных Солнцем, что приводит к магнитным бурям, полярному сиянию, нарушению радиосвязи и тому подобным явлениям. Периоды максимальной активности Солнца подчиняются 11-летнему ритму, и мы наблюдаем тот же ритм во многих биологических и социальных процессах на Земле.

Космические ритмы непременно связаны с различными изменениями в жизни Вселенной, в том числе наблюдаемыми и испытываемыми людьми, которые участвуют в них совместно со всей планетой. Изменения, ощущаемые человеком, могут быть сравнительно быстрыми, происходящими за короткий промежуток времени - короткопериодические, а могут накапливаться столетиями и тысячелетиями, влияя на погоду и климат Земли, и, соответственно, на всю среду обитания - долгопериодические. До конца XX века в России (Советском Союзе) мысль о глобальном мировом единстве и зависимости человеческого существования от космических сил квалифицировалась как антинаучная. Так, фундаментальные идеи замечательного биолога, одного из основоположников гелиобиологии А.Л. Чижевского, о влиянии солнечной активности не только на творческую деятельность личности, но и на социальные процессы, долгое время игнорировались. Считалось, что солнечная активность, безусловно воздействующая на верхние слои атмосферы, не существенна для нижних слоев, поэтому ландшафтная оболочка Земли представляет собой замкнутую систему, не говоря уже о живых организмах, длительная эволюция которых выработала у них мощные механизмы защиты от воздействия повышенной солнечной активности. Да и сегодня мы не можем сказать, что ритму космических воздействий уделяется достаточно внимания. Кроме того, «современная картина мира фрагментарна. Она складывается из разрозненных и плохо подогнанных друг к другу знаний и мнений, идущих из отдельных научных дисциплин и областей культуры» [2].

В настоящее время вопрос о всестороннем солнечном воздействии на земные процессы уже не подлежит сомнению, но ритм Солнца - не единственный фактор, влияющий на биоритмы человека. Сегодня известны биоритмы, близкие к периодам движения Луны (лунные биоритмы) и наиболее ярко выраженные у организмов, обитающих в прибрежной зоне морей и океанов, но вместе с тем обнаруженные также у многих наземных существ, которые совершенно не связаны в своей жизнедеятельности с океанскими приливами. Подробно изучается и феномен влияния космофизических циклических факторов на психологическое состояние людей, в частности, на сезонные ритмы числа самоубийств, рождаемость и смертность. Ритм работы организма естественным образом вписывается в природные и космические ритмы. Упорядочивание, структурализация как внутреннего самосознания, так и физического состояния человека возможны лишь при глубоком понимании всех окружающих ритмических процессов, так или иначе воздействующих на людей. В настоящее время становится все более очевидным, что изучать как природу, так и человека необходимо комплексно, то есть с учетом всего ритмического арсенала от элементарных частиц до масштабов Метагалактики. Но отдельные науки изучают ритмы своего профиля, комплексный же подход под силу лишь философии.

Литература:

• 1.Гуляев С.А., Жуковский В.М., Комов С.В. Основы естествознания. Екатеринбург, 1997.
  • 2.Филатов В.П. Живой космос: Человек между силами земли и неба // Вопросы философии. 1994. №2. С. 4-5.

Источник:  КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-antropologicheskih-konstantah-kosmicheskoy-ritmologii