Опошнянский А.В. Идеология российской государственности и отечественная философская традиция
25.08.2017
УДК 130.123 | 09.00.00 Философские науки
Опошнянский Алексей Валентинович /Канд. филос. наук, доцент/
ИДЕОЛОГИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ТРАДИЦИЯ
Идеология российской государственности имеет существенное значение как в связи с тенденциями глобализации, так и в связи с проблемами развития российской гражданской идентичности. В статье дается оценка недостатков идеологического процесса в СССР в связи с нигилистическим отношением к отечественной духовной традиции. Рассматриваются основные черты традиционной русской философии, существенные с точки зрения истории идеологического сознания в России
Ключевые слова: РОССИЯ, РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ, ИДЕОЛОГИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ, ГЛОБАЛЬНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, ВЫЗОВЫ-И-ОТВЕТЫ
Одна из важных задач современной идеологической работы в российской армии - это мировоззренческая подготовка будущих офицеров. Это обусловлено сложными процессами современного информационного общества, явлениями кризиса идентичности [1].
Отечественная традиция ХХ века понятие идеологии использовала в рамках марксистско-ленинской традиции. К. Маркс и Ф. Энгельс употребляли понятие идеологии для обозначения иллюзорной системы социальных идей. Эта традиция была положена Наполеоном Бонапартом.
В.И. Ленин положил начало новой традиции: он стал использовать понятие «пролетарской идеологии». В марксистско-ленинской традиции советского периода сформировалось понятие научной идеологии.
Критериями научности считалось соблюдение двух условий -объективность и выражение прогрессивных классовых интересов -интересов пролетариата, трудящихся.
Парадоксально, но вокруг понятия «идеология» шли дискуссии в самый идеологически и политически устойчивый период развития СССР. Однако дискуссия не имела особых продуктивных результатов. Острие дискуссии было сосредоточено на критике и разоблачении антисоветской пропаганды, ревизионизма. Современные западные демократии также пристально изучают идеологические техники [2].
В советской философии понятие идеологии рассматривалось в оппозиции к понятию социальной психологии. В отличие от обыденного социального познания идеология классифицировалась как более «высокая», научная, теоретическая форма социального познания. С этой точки зрения, все социальные науки квалифицировались как идеологические. Марксистско-ленинская идеология включала в себя философию, этику, эстетику, политику, политэкономию, право.
В чем, с нашей точки зрения, уроки советской идеологической традиции, которые нужно учесть в настоящее время в России?
Парадоксально, что было отмечено Н.А. Бердяевым [3], но главным теоретическим ядром советской идеологической системы -материалистической диалектики, была диалектическая логика Гегеля. В то же время, отечественная духовная традиция в лице традиционной отечественной философии, литературы, гуманитарной науки либо игнорировалась, либо запрещалась, либо использовалась в оскопленном виде.
Рассмотрим основные черты традиционной русской философии, которые имели и в определенной форме имеют современное идеологическое значение, потому что социальная память также является участником идеологического сознания нации, социума. В связи с этим, также важно понимать, что образование имеет непосредственное отношение к развитию идеологического процесса. Идеологическое сознание формируется не только в результате пропагандистского воздействия, манипуляции, но и в результате убеждений, формируемых в образовательном процессе. Это тем более верно, что любая образовательная система своими корнями уходит в менталитет своего народа. Для России это имеет особое значение, поскольку образование как раз и является видом социального воспроизводства, которое генерирует и формирует общие ценности и единую картину мира на социокультурном и геополитическом пространстве по имени Россия.
При характеристике основных направлений философской мысли в России отечественные авторы обычно вычленяют два основных потока; 1) философские идеи, разрабатываемые под влиянием византийской и, вообще, западноевропейской мысли и 2) философские идеи, возникшие в результате философского рефлексирования над ментальностью «русской души» [4, с. 67-97].
В советской идеологии традиционная русская философия до 90-х гг. ХХ в. игнорировалась, оскоплялась, принижалась, трактовалась уничижительно перед немецкой и французской философией. Между тем, традиционная русская философия осуществляла духовную работу по переоценке ценностей и выработке духовных идеалов для России в начале ХХ в. Она стремилась к модернизации мировоззренческой системы, содержащей основополагающие принципы духовной жизни российского общества.
Можно утверждать, что духовная работа, которую производили В.С. Соловьев, И.А. Ильин, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк и др. философы конца XIX начала XX века была направлена на выработку новой жизненной веры, религии. Ведь традиционная русская философия ценна тем, что она плоть от плоти несёт в себе черты русского духа.
Типологически черты традиционного российского менталитета и традиционной отечественной философии коррелятивны. Это обусловлено тем, что традиционная русская философия формировалась во многом как рефлексия над интенциями русской души.
Рассмотрим основные черты традиционного русского мировоззрения. Традиционная русская философия является идеалистической. Но идеализм этот особого рода, заключающийся в признании в качестве основы мира некоей души - «Софии». Дух в этой близкой к православию системе мыслится, в первую очередь, как прекрасное, которое, в то же время, есть благо и правда-истина. «Прекрасное есть жизнь», - провозглашал основной принцип своей эстетики Н. Чернышевский, споря с Гегелем. Когда он так писал, то размышлял совершенно в традициях русской философии, как и Ф. Достоевский, говоря, что «Красота спасёт мир» и А. Чехов, выражая уверенность, что «В человеке всё должно быть прекрасно».
По меткому замечанию Н.А. Бердяева, традиционная русская философия рождается из чувства тоски по несовершенству мира и, в то же время, это есть постоянное устремление к абсолютному, беспредельному совершенству идеала, к божественному. На меньшее русский дух не согласен. В связи с этим он писал о Л.Н. Толстом; «У Л. Толстого была необычайная жажда совершенной жизни, она томила его большую часть жизни, было острое сознание своего несовершенства. От православия получил он сознание своей греховности, склонность к неустанному покаянию» [5].
Можно было бы сказать, что традиционная русская философия идеалистична не в том смысле как западная философия, её идеализм воплощен в направленности к идеалу, причём, к абсолютному идеалу. Устремления российских мыслителей были направлены не столько на понимание и объяснение настоящего, сколько на его улучшение. Мир всегда воспринимался с точки зрения идеала, а поэтому настоящее всегда рассматривалось как нечто несовершенное и ущербное. Отсюда традиционный радикализм русской мысли, который по выражению С.Л. Франка «не знает середины: либо всё, либо ничто - вот его девиз» [6, с. 183]. Абсолютизация идеала и неудовлетворённость действительностью всегда сопровождается высокой степенью самокритичности, самобичевания, настоящее рассматривается чаще всего как нечто недостаточное, находящееся в состоянии кризиса.
Русская философия не имеет сциентисткого, наукообразного характера, она строится не по принципам западного варианта науки, абсолютизирующего естествознание и математику, а по принципам гуманитарного познания, она гуманитарна и гуманистична по своей природе. Поэтому и форма её изложения - это не система аксиом этики, как у Б. Спинозы, и не система категорий, как у Гегеля, а живое, образно-синтетическое видение мира, более напоминающее литературное размышление над смысложизнеными проблемами человеческого и божественного масштаба. Образно-синтетическое познание в ней сочетается с религиозностью, интуитивизмом, прорицательством и даже мистицизмом.
По своему методу российская философия не столько аналитична, сколько синтетичная, она стремится, в первую очередь, не разложить и систематизировать всё по «полочкам», а раскрыть с помощью рассуждений правду-истину, которая обретается в процессе жизненных страданий. Истина-правда не познаётся, а вынашивается и открывается в процессе жизненного переживания, бытийствования.
Синтетический метод познания жизни («живознание») делает необходимым большую роль интуиции, образно-эмоциональных ассоциаций и аналогий. А.Ф. Лосев по этому поводу указывает, что русская философия, в отличие от европейской, «представляет собой чисто внутреннее, интуитивное, мистическое познание сущего, его скрытых глубин, которые могут быть постигнуты не посредством сведения к логическим понятиям и определениям, а только в символе, в образе посредством силы воображения и внутренней жизненной подвижности» [7, с. 71].
По сравнению с западным сциентизмом, позитивизмом и прагматизмом русская философия имеет мировоззренческий характер, её не интересовал мир сам по себе, природа сама по себе, истина сама по себе. Её призвание - быть душеведением, выведывать смысл жизни. «...Русская философия, - пишет А.Ф. Лосев, - никогда не занималась чем-либо иным помимо души, личности и внутреннего «подвига» [8, 82]. Но при этом основным носителем духовного начала признаётся не атомарный индивид, Эго, а некое единое душевное начало, которое в церковном языке, а затем и в философии славянофилов получило название «соборности». Соборность - это не физическое, а духовное единение людей, при котором соблюдается согласие и диалог единичного и общего (А.И. Хомяков). Это принцип гармонии свободы и необходимости для человека.
Эта идея, но в другой форме выражена в «анархическом коммунизме» П.А. Кропоткина. Он критикует гегельянство под влиянием естествознания и творчески ассимилирует философский материализм французов (Дидро, Гольбаха, Ламетри). П.А. Кропоткин интегрирует натурфилософию и социологию для создания «синтетической» философии природы, общества, экономики, политики и нравственности. Ученый экстраполирует на общество законы эволюции и формулирует универсальный закон взаимной помощи (в противоположность закону борьбы за существования Ч. Дарвина). На этой основе строится периодизация истории от родовой общины к сельской общине и республике вольных городов. Революции в этой концепции являются средством устранения препятствий общественного прогресса, которыми являются частная собственность и государственная власть. Идеалом общества для «анархического коммунизма» выступает федерация свободных производственных общин-коммун [9].
Принцип соборности является органическим принципом коллективного действа и общественного мироустройства. Он означал примат коллективного начала в общественной интеракции и общественной деятельности. Ведь все решающие шаги российской истории и все основные цивилизационные достижения совершены всем миром. Напомним, что панорамный исторический роман Л.Н. Толстого называется «Война и мир» и смысловое содержание его названия - «война и народ», «война и общество». Действовать соборно, сообща - это означает действовать совместно, всем обществом. Отечественная война 1812 года была таковой именно таковой потому, что против иноземного супостата поднялась вся страна, воевал весь народ, а не только армия.
В эпилоге романа Л.Н. Толстого «Война и мир» [10] описывается как в лысогорском доме собирается большая семья, соединившая вместе Ростовых, Болконских, а через Пьера Безухова еще и Каратаевых. Как в настоящем соборном союзе в лысогорском доме единым миром стали несколько ранее разных миров. Возник новый социум, внутри которого господствовала социальная гармония. Это стало возможным благодаря новым нравственно-социальным принципам единения, сформировавшимся под влиянием общенационального движения людей, порожденного освободительной Отечественной войной 1812 года.
Роман Толстого стал новой философией истории. В концепции писателя с новых позиций решается взаимосвязь общего и индивидуального в историческом процессе. Война 1812 года как общественное движение разрушила прежние сословные перегородки, породила ситуацию новой свободы и активности индивида, более сложных, разнородных и гармоничных отношений. В качестве идеала Толстой представляет метод принятия жизни П. Каратаевым; признание жизни во всех разнообразных формах ее проявления и умение обустраивать ее на принципах мира и гармонии.
Также как и роман Л.Н. Толстого традиционная русская философия является очень рационалистичной и реалистичной. Но это её свойство выражено иначе, чем в западном рационализме. Во-первых, главным её объектом является жизнь. Человек изначально рассматривается в его связи с бытием, с жизнью, нет противопоставления бытия и мышления, мира и Я. Бытие рассматривается как бытие человека в единстве с его жизненными переживаниями, мироощущением и миропониманием. Отсюда и понятие И. Киреевского «живознания» как единственной основы истинного знания. В противоположность рассудочности западного рационализма Киреевский предлагает идеал цельного знания (единство чувства, мысли и веры) как наиболее совершенную форму жизнезнания.
Человек, его судьба в мире рассматриваются в традиционной русской философии глобально - во вселенском, космическом масштабе. Эта вселенская пространственная глобальность соседствовала неразрывно с мотивами трагического восприятия времени. Временность бытия мыслилась как его трагичность, обусловленная его конечностью, гибельностью, весь мир воспринимался в эсхатологической перспективе, с мотивами апокалиптичности. Восприятие мира и человека под углом зрения Конца Света в свою очередь продолжались в поисках спасения, в обосновании спасительной роли православия и особой мессианской роли России для человечества.
Русская философия занимается глобальными, вселенскими, космическими проблемами. В этом ее достоинство, в этом и ее трагедия. Человек, его судьба в мире подвергались анализу, как правило, глобально -во вселенском, космическом масштабе. Этому соответствует мотив трагического восприятия времени. Временность бытия мыслилась как его трагичность, обусловленная его конечностью, гибельностью, весь мир воспринимался в эсхатологической перспективе. Восприятие мира и человека под углом зрения Конца Света служило аргументом в обосновании мессианской роли России для человечества.
Философия русского космизма рассматривала закономерности эволюции и развития деятельности человека как космического существа.
Н.Ф. Федоров полагал, что философия должна служить практике жизни - превращению научных знаний в проект более совершенного мира. С его точки зрения, проект «общего дела» заключается в овладении слепыми силами природы с целью возрождения человечества. В этом проекте наука, техника, философия, история и искусство должны обеспечить гармоничную взаимосвязь природы и общества. Человек способен управлять природой космически - атмосферными, сейсмическими процессами, масштабно использовать недра Земли и энергию Солнца, а Землю как космический корабль. Человек в его концепции есть субъект общего дела, он способен управлять природой, а также главное - воскресить всех умерших, заселить и освоить Вселенную. Принцип «общего дела» неотрывен от принципа соборности, согласно которому личное совершенство обеспечивается общим совершенством и порождает беспредельные возможности человечества [11].
Идеи космизма также развивал К.Э. Циолковский на основе понятия атома как элементарного материально-духовного элемента: атом вечен, временны лишь его объединения, а потому формы жизни и цивилизаций многообразны и бесконечны. Человек способен к прогрессу на основе накопления знаний, уничтожения несовершенных форм жизни, проведения социального отбора наиболее интеллектуально развитых индивидов, осуществления общественного контроля за рождаемостью и воспитанием. Совершенное общество способно выйти в космос и освободиться от обременительной телесной оболочки, вступив тем самым в более счастливую жизнь, которая наполнена интеллектуальными радостями и свободная от переживаний страха.
А.Л. Чижевский исследовал другой аспект взаимодействия человека и Вселенной; влияние импульсов и ритмов Космоса и Солнца на социальные массовые действия и поступки отдельных личностей. В.И. Вернадский также исследовал связь общества и природы и сформулировал закономерность перехода биосферы в ноосферу. Общественный человек развивая производство и технику, превращается в геологическую силу, постепенно выходя за пределы планеты и распространяя свою деятельность в космическом масштабе. Вернадский также полагал, что объединение науки и нравственности в будущем будет способствовать достижению прогресса и бессмертия.
Представители философии русского космизма разработали антропокосмическую парадигму не на основе принципов противостояния и эксплуатации природы, а на принципах оптимального соотношения человека и природы, коэволюции природы и ноосферы, которое требует особой нравственно-экологической культуры (Н. Моисеев). Русский космизм ментально также един с принципами традиционной русской философии. Его мировоззренческая парадигмы также включает в себя категории соборности, всеединства, софийности, общего дела, ноосферы». Еще до наступления современного этапа информационного глобализма русская философия на принципах гуманизма и соборности учила человечество мыслить глобально и экологично.
Любая образовательная система своей гуманитарной частью уходит в менталитет нации, «душу народа». Фундаментальная мировоззренческая подготовка составляла высшую ценность и достоинство образовательной системы в России и существенную черту русского понимания интеллигенции.
Современный кризис ценностей в России тесно связан с реализацией проекта глобализации. Однако надо помнить, что тема кризиса культуры и переоценки духовных ценностей глубоко проработана отечественными философами конца XIX начала XX века. Этот потенциал полезно использовать в обучении и воспитании офицеров в современных условиях. Работа над текстами В.С. Соловьева, И. А. Ильина, Н.А. Бердяева, С.Л. Франка и др. видных отечественных философов незаменима для методологической и мировоззренческой подготовки курсантов в поле гражданского и патриотического воспитания при рассмотрении сложных и многоаспектных проблем современной жизни.
Переосмысливая заново содержание традиционной русской философии, находишь в ней те интенции мысли, которые продуктивны для поиска ответов на Вызовы современной цивилизации. Так, Ю.М. Осипов, работая в отечественной парадигме, полагает, что Западный экономикс и Западная политическая экономия могут быть представлены как разновидности более общей универсальной метатеории - философии хозяйства, созданной на российской почве. Оказывается, есть в отечественном универсализме фундаментальность, да как бы не растратить ее при встрече с болонским процессом.
Основные черты традиционной русской философии хорошо известны. Они во многом коррелятивны так называемому «русскому мировоззрению» и «русской идее». Эти характеристики раскрыты самими же представителями отечественной философской школы -В.С. Соловьевым, А.Ф. Лосевым, С. Л. Франком, С.Н. Булгаковым, Н.А. Бердяевым, В.Н. Лосским и др. Русская философия, в отличие от западной и восточной, по-своему идеалистична и реалистична. Ее идеализм состоит в неукоснительном следовании идеалу, его поиске и вечной неудовлетворенности несоответствием идеала и реальности, вытекающей из недостижимости идеала. Реалистичность же ее в том, что она подчинена одному - исследованию правды жизни. Истина в ней понимается как выстраданное и выношенное на личном опыте убеждение относительно смысла бытия, жизни. Есть множество других черт в русской философии - это ее эсхатологизм, космический глобализм, антропоцентризм, стремление к всеохватывающему синтезу и соборности.
Идеалистический максимализм русской философии выражается также в том, что в содержание идеала включено православное, доставшееся от античности триединство истины, добра и красоты. Но в отличие от западной рационалистической и прагматической традиции, в русском мировоззрении на первом месте расположена не Истина, а Красота. Однако Красота в этом понимании совпадает не с внешней, а с внутренней Красотой, то есть, с нравственным совершенством.
Переосмысливая традиционную русскую философию, мы находим ответы на современные мировоззренческие проблемы. Основные Вызовы брошены Западным глобальным проектом, а выход из ситуации видится в создании новых ценностных приоритетов, связанных с социальной памятью народа. Такая оценка не означает отказа от достижений технотронной цивилизации, но предполагает наличие собственного равноправного места в глобальном человечестве.
В этих условиях полезным является обращением к творчеству тех современных мыслителей, которые продолжают отечественную традицию. Будущие офицеры должны усвоить все компетенции, касающиеся мировоззренческого содержания представителей традиционной русской философии. Многократно прорабатывая их труды они получат фундаментальную мировоззренческую подготовку, которая позволит им сохранять гражданско-патриотический стержень своей мировоззренческой культуры в необъятном информационном поле современной ноосферы. Это является залогом правильного сочетания ценностно-гуманистической, граждански-патриотической и профессиональной подготовки.
Литература
- 1.См.: Закиров В.Ю. Мировоззрение личности офицера Российской армии в условиях кризиса идентичности социума (социально-философский анализ): дисс ... кандидата философских наук: 09.00.11 - социальная философия. / Закиров Виктор Юзифович; [Место защиты: Пограничная академия Федеральной службы безопасности Российской Федерации].- Москва, 2015.- 159 с.
- 2.Habermas, J. Technik und Wissenshaft als Ideologie. 11. Aufl. - Fr./M., 1981.
- 3.«Гегель сделал небывалую карьеру в России. Огромное значение философии Гегеля сохранилось и до русского коммунизма. Советы издают полное собрание сочинений Гегеля, и это несмотря на то, что для него философия была учением о Боге. Гегель был для русских вершиной человеческой мысли, и у него искали разрешения всех мировых вопросов. Он влиял на русскую философскую, религиозную и социальную мысль. Он имел такое же значение, какое имел Платон для патристики и Аристотель для схоластики». // Бердяев Н.А. Русская идея /http://predanie.ru/berdyaev-nikolay-aleksandrovich/book/69708-russkaya-ideya/ (24.01.2017. 0.21)
- 4.Лосев А.Ф. Русская философия/ Русская философия/ Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шлет Г.Г.: Очерки истории русской философии. - Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1991.. - С. 67 - 97.
- 5.Бердяев Н.А. Русская идея // URL. http://predanie.ru/berdyaev-nikolay-aleksandrovich/book/69708-russkaya-ideya/ (24.01.2017. 12.45)
- 6.Франк С.Л. Русское мировоззрение // Общественные науки и современность. -1991.- №1. - С. 183.
- 7.Лосев А.Ф. Русская философия/ Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г.: Очерки истории русской философии. - Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1991. - С. 71.
- 8.Лосев А. Ф. Русская философия. - С. 82.
- 9.См.: Кропоткин П.А. Анархия: Сборник / Сост. и предисловие Р.К. Баландина. - М.: Айрис-пресс, 2002. - 576 с.
- 10.Толстой Л.Н. Война и мир. Эпилог / URL. // www.magister.msk.ru/library/tolstoy/wp/wp16.htm (24.01.2017.22.10).
- 11.Федоров Н. Ф. Философия общего дела // Сочинения. - М.: Мысль, 1982. - 709
Источник: КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/ideologiya-rossiyskoy-gosudarstvennosti-i-otechestvennaya-filosofskaya-traditsiya
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - купить лайки