Дата и время

Шеляпин Н.В. Мировоззрение и проблемы психологической безопасности личности: мифы и реальность (на примере ритмологической субкультуры)

16.12.2017

SAFETY OF A PERSON AND SOCIETY PROBLEM OF SOCIAL SCIENCES AND HUMANITIES

 (IV international scientific conference
on December 5–6, 2017. Prague)

Н. В. Шеляпин

 /кандидат исторических наук, доцент; Сочинский государственный университет/


Мировоззрение и проблемы психологической безопасности личности: мифы и реальность (на примере ритмологической субкультуры)

 Summary. This article observes outlook and problems of psychological safety of the personality: myths and reality. On the example   rhythmological subculture is investigated

Keywords:  outlook, subculture psychological, safety, rhythmological subculture


 В широком смысле, мировоззрение - это система идей, ценностей, взглядов человека на окружающий мир и самого себя. Важными функциями мировоззрения выступают возможность самостоятельной интерпретации и оценки событий  окружающей действительности. Также мировоззрение даёт возможность для самоидентификации личности и построения собственного «Я» со своим особым и уникальным духовны миром, отличающимся от духовного мира других людей. Целостное мировоззрение, основанное на реальных интересах индивида, которые не противоречат интересам данного общества, является индикатором социального успеха любого современного человека.

В исторической ретроспективе обычно выделяют следующие типы мировоззрения, которые были наиболее характерны для представителей разных эпох: мифологическое, религиозное и научное. Так, в древности существовало мифологическое мировоззрение, которое было основано на иррациональном объяснении фактов окружающей действительности. Мифы и мифологическое мировоззрение в наше время не ушли в прошлое. Дело в том, что важнейшей причиной мифологического мировоззрения является не только отсутствие каких-либо знаний и доказательств, но и стремление человеческого сознания к упрощению сложных фактов и явлений, путём нахождения более простых и понятных ответов на сложные вопросы бытия, которые порой не имеют однозначного объяснения. Ценность мифа, как в древности, так и в наши дни объясняется способностью мифов выполнять множество социальных функций, таких как групповая идентификация, мобилизация и оценка событий общественного дискурса.

С развитием информационных технологий и появлением виртуальной реальности в обществе сформировались новые мифологические конструкты, при помощи которых люди осмысливают окружающий мир под определённым углом зрения. Мифологическое сознание во многом способствовало появлению на исторической авансцене религиозного мировоззрения. В отличии от достаточно гибких и часто неструктурированных мифов, религия зиждется на жёсткой догматике и устойчивых моральных нормах.

Религия предлагает своим последователям определённые теоретически сформулированные картины окружающей действительности, которые способны достаточно точно объяснить многие явления без опоры на верификацию. Люди, принявшие религиозную доктрину, учатся следовать определённым морально-этическим догмам и принимают на веру целостную картину действительности.  С помощью религиозного мышления индивиды структурируют различные факты и события в единую целостную систему. Религия выполняет не только интегрирующую и регулирующую функции, но и функцию актуализации для социальных систем. Религиозная вера, создавая целостное мировоззрение, создаёт и целостное мировоззрение личности.

В свою очередь, устойчивое целостное личное мировоззрение даёт устойчивый фундамент своего «Я», что необходимо для рационального целеполагания и для защиты своих идей и интересов в условиях общественной конкуренции всех уровней. Интересно, что американский психолог Э. Гринвилд назвал целостное личностное начало «тоталитарным «Я», которое является для самоорганизации и самосохранения личности. [1- p. 605].  При этом следует отметить, что религиозное мировоззрение, как правило, даёт толчок для научного мировоззрения.

Научное мировоззрение представляет собой систему взглядов и оценок, выработанных в результате проведённых исследований и верификации полученных данных. Это мировоззрение наследует от религии системность, определённый догматизм научных утверждений и особую этику. Однако, научное мировоззрение даже в эпоху расцвета научно-технического прогресса ещё не способно ответить на многие вопросы бытия. Наука фактически лишена эмоциональной составляющей. Также для многих людей научное мировоззрение остаётся недоступным из-за отсутствия высокого уровня образования и профессиональных компетенций, при этом, наука не в состоянии выполнять набор социальных функций, которые выполняют религия и социальные мифы.

Исходя из всего выше сказанного, отметим, что мировоззрение большинства современных людей включает в себя как научные знания, так и определённые социальные мифы. При этом, мировоззрение современного человека, даже придерживающегося атеистических взглядов, как правило, содержит и определённые религиозно-этические установки в области социального поведения, которые диктует ему культура близкого к нему сообщества. Выполняя ряд значимых функций, мировоззрение выполняет и важнейшую задачу по обеспечению психологической безопасности личности.  

Под психологической безопасностью следует понимать защищённость психики, защиту душевного здоровья и духовности, поддержание целостности личности.  Психологическая безопасность обусловливает гармоничное развитие личности, ориентация на достижение собственных рациональных целей и благоприятные отношения с социальной средой. Не стоит забывать, что без психологической безопасности невозможно психическое и физическое здоровье  человека. В современном мире большую угрозу для психологической безопасности личности несут средства массовой коммуникации (СМК). Во многом информационная опасность обусловлена деятельностью современных СМК, не способных объективно отобразить существующую общественно-политическую ситуацию.

Так, французский социолог Ж.Мерме указал, что СМК придают реальности модифицированный, гипертрофированный и деформированный образ, который подменяет существующую реальность. СМК навязывают аудитории не только свои взгляды, но и темы для освещения и анализа. В результате такой деятельности, на сложные вопросы люди получают упрощённые ответы, ориентирующие людей на определённые типы реакций и эмоционально окрашенные оценки, что создаёт огромное количество новых мифов. [2- p. 58-59]. Приведем некоторые возможные методы воздействия СМК на аудиторию.

1) Информационное сегментирование – в рамках этого метода мнение определенной социальной группы переносится на всю аудиторию данного СМИ.

 2) Информационное давление – это острая критика или целый поток достаточно спорных обвинений в чей-либо адрес.

3) «Многоступенчатый метод ведения пропаганды», сформулированный П. Лайенбарджером, включающий в себя следующие технологии: оскорбления оппонента, создание сомнительных аксиом, не требующих доказательств, искусственные подъёмы рейтингов, приукрашивания действительности, использование фраз, вырванных из общего контекста и ссылки на сомнительные утверждения якобы авторитетных источников по данной проблеме. [3-c. 35-38].

4) Дробление информации – компоновка информационного сообщения таким образом, когда в ходе передачи до аудитории доходят отдельные фрагменты информационного сообщения.

Поскольку информационная среда может представлять угрозу для индивидов, появляется проблема обеспечения информационно-психологической безопасности личности, которая могла бы функционировать на разных уровнях жизнедеятельности человека. Согласно Е. Митрохиной, существуют 4 категории, характеризующие информационную опасность: 1) информационный вызов как наличие субъекта социальной, психологической деформации либо дестабилизации при опоре на информационные ресурсы; 2) информационная угроза – реальная или нереальная априорная опасность, содержанием которой являются различного рода информация или ее комбинации, которые могут быть использованы против того или иного социального объекта с целью изменения его интересов, потребностей, ориентаций в соответствии с целями субъекта информации; 3) информационный риск – пограничное состояние между информационной угрозой и реальными действиями по ее применению; 4) собственно информационная опасность – реальное информационное воздействие на личность, общество и государство в интересах каких-либо политических сил, направленных на деформацию устойчивого развития социума при игнорировании интересов большинства населения. [4- с. 10-12].

В качестве основной угрозы психологической безопасности в эпоху господства СМК, но нашему мнению, является угроза потери собственного целостного мировоззрения личности путём его подмены фрагментарным сознанием. Фрагментарное сознание, в свою очередь, представляет собой деструктурированную совокупность искусственно навязанных взглядов, оценок и эмоций, которые не соответствуют реальным интересам личности и лишают возможности человека объективно и критически оценивать происходящие вокруг него события. Фрагментарное сознание также противоречит ценностям традиционной культуры данного общества.

Указанная проблема особенно остро встала в постсоветской России. Когда в 1990- е годы произошло крушение некогда единой и целостной советской идеологии, на её место пришло фрагментарное сознание, искусственное навязываемое средствами массовой коммуникации, прежде всего телевидением. В сложившихся условиях многие индивиды стали стихийно осуществлять попытки создания целостного мировоззрения, которое бы соответствовало изменившейся социокультурной ситуации.  При этом, данное мировоззрение было бы способно защищать их реальные интересы на идейно-теоретическом и эмоциональном уровнях. Таким образом, на основе поиска идей и ценностей схожей идентичности в постсоветской России начали формироваться различные субкультурные сообщества.

В качестве характерного яркого примера мировоззрения субкультурного сообщества можно рассмотреть доктрину российской исследовательницы Е. Д. Лучезарновой-Марченко – ритмологию. Это мировоззрение оформилось в 80-е годы XX века, когда ценности советского образа жизни в нашей стране уже утратили прежнюю популярность в массовом сознании.  Уже в кризисные 90-е годы прошлого столетия, в условиях потенциального идейного и духовного кризиса, она сформулировала острый вопрос о необходимости создания ценностей и ориентиров для раскрытия человеческого потенциала в новых социальных условиях, с учётом необходимости приобретения актуальных знаний для полноценной человеческой жизни и удовлетворения базисных потребностей человека, без которых невозможно его всестороннее гармоничное развитие. В сложившихся общественных условиях по-новому был сформулирован вопрос о роли и месте фактора времени в человеческой жизни. [5- http://www.rim.inion.ru/ras/view/publication/general.html?id=100035895].

В ситуации социального отчуждения, бытие данной субкультурной группы способствовало формированию новых установок сознания, для которых в тот момент был характерен уход от действительности и создания мифологических конструктов и символов периода затяжного кризиса социальной системы.  Иными словами, в изменившейся общественной ситуации искали адекватные социальным вызовам мировоззренческие конструкты, сочетающие элементы религии, науки и новые социальные мифы. Это был вполне естественный процесс формирования группового антикризисного мировоззрения в определённых исторических условиях.  [6- c . 284—289].

 Однако, уже в 2010-х годах в группе ритмологов сформировалось целостное идейно-теоретическое мировоззрение, которое стало соответствовать ценностным установкам и рациональным интересам членов данной группы, что показали результаты социологических исследований, проведённых в 2017 году ООО «ГОРТИС-Инфо» [7-c.78].

В настоящий момент целостная идейно-мировоззренческая доктрина ритмологии состоит из следующих принципов:

1. Социальная адаптация к рыночным отношениям и экономике капитализма;

2. Умеренный (мелкобуржуазный) либерализм;

3. Индивидуализм;

4. Развитие творческого начала;

5. Ориентация на самореализацию личности и карьерный успех;

6. Стабильность и социальная эволюция (отрицание революционных изменений действительности);

7. Умеренный патриотизм и почитание традиций;

8. Ценность русского языка как носителя сакральной информации;

9. Вера в общечеловеческий прогресс и процветание человечества, объединённого на новых духовных идеалах.

Таким образом, в эпоху господства средств массовых коммуникаций, навязывающих отдельным целевым аудиториям и всему современному социуму фрагментарное сознание, многие социальные группы вынуждены создавать собственные субкультурные мировоззренческие доктрины, с целью формирования целостного сознания, которое отвечает ценностным установкам и реальным социальным интересам членов данных общностей.

 Библиографический список

  • 1. Greenwald A. The totalitarian ego: Fabrication and revision of personal history // Am. Psychol.1989. V. 35. N 7. Р. 603-618.
  • 2. Mermet J. Democratie: Comment Les media transforment la democratie.- P: Grasset, 1987.
  • 3. Лайнбарджер П. Психологическая война  Издательство: Воениздат : М. 1962, 350 с.
  • 4. Митрохина Е. Ю. Информационная безопасность личности как социологическая проблема : диссертация  кандидата социологических наук : 22.00.06.- Москва, 1999
  • 5.  http://www.rim.inion.ru/ras/view/publication/general.html?id=100035895
  • 6. Прокофьев А. Радастея (Международная общественная организация Радастея) // Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. / Отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. — М.: Университетская книга, Логос, 2006. — Т. IV. — 366 с.
  • 7. Шеляпин Н.В. Идеологический язык современной российской социальной группы (на примере группы ритмологов).  / Фундаментальные аспекты психического здоровья. № 2.

Источник:  Научно-издательский центр "Социосфера"

Календарь праздников и событий. Открытки и пожелания Яндекс.Метрика